3 июля 2009 года. 14:58

«Перекресток» для Путина

Готово ли государство отказаться от принципов «свободной торговли»?
Федеральная антимонопольная служба начала расследование, цель которого выяснить формирование розничных цен на отдельные группы товаров в торговых сетях. Как отметил зам. главы ФАС Андрей Кашеваров, в системе доставки товаров от производителя до потребителя задействовано чрезмерное количество посредников, каждый из которых накручивает свой процент, в чем он усмотрел «признаки сговора». Очевидно, что сигналом к действиям антимонопольщиков стало недовольство премьера Владимира Путина, посетившего на прошлой неделе в Москве продуктовый супермаркет «Перекресток».

Напомним, в торговую сеть «Перекресток» Владимир Путин нагрянул внезапно, прервав совещание по вопросам о госрегулировании торговой деятельности в Белом доме. На экскурсию в магазин Путина сопровождали первый вице­премьер Виктор Зубков, управляющий директор компании Х5 Retail Group Юрий Кобаладзе, директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова, президент агропромышленного холдинга «Мираторг» Виктор Линник, председатель совета директоров ОАО «Вимм­Биль­Данн продукты питания» Давид Якобашвили. Путин неспешно прохаживался по рядам и интересовался торговыми наценками на товары. За ним шел Кобаладзе. Сперва премьер уточнил наценку на молочные продукты. Оказалось, что средняя наценка составляет 10 рублей. При этом Кобаладзе быстро вставил, что в принципе «бывает так, что мы продаем продукты ниже себестоимости». Директор «Перекрестка» на Осеннем бульваре Татьяна Румянцева подтвердила, что «все цены на социальные товары, такие как молочная продукция, хлеб, яйца, низкие». После прилавков с молочной продукцией в поле зрения Путина попали колбасы. На них наценка составляет 52 %, заметил премьер. Здесь Кобаладзе попытался разъяснить, что в магазинах продаются не только товары с низкой стоимостью. Но Путин задал очередной вопрос: «Вы почем свинину продаете?» Наценки на мясную продукции и вовсе неприятно поразили премьера. При поставке по стоимости 160 — 170 рублей она реализуется выше 335 рублей. «То есть это, по сути, в два раза дороже. Это нормально?» — поинтересовался Путин. «Разве высокая наценка — 120 %?» — удивился Кобаладзе. «Очень высокая», — поставил точку в разговоре Путин. «Завтра понизим», — отрапортовал Кобаладзе.

Впрочем, потом Кобаладзе, очевидно, счел свой ответ не слишком обдуманным. На следующий день, в пятницу, выступая на радиостанции «Эхо Москвы», он сообщил, что СМИ вырвали его слова из общего контекста. «Там был нормальный разговор, в котором были определенные шутки… Что значит «мы завтра все снизим»? Я такого заявления, естественно, публично не делал». Кобаладзе добавил, что «Перекресток» — магазин премиум­класса, и если кто­то недоволен его ценами, то может отправляться отовариваться в соседний магазин или на рынок. Очевидно, в правительстве дали понять, что такого рода шутки у них не проходят. Во всяком случае уже в понедельник компания распространила сообщение, в котором объявила о проведении в «Перекрестках» «специальных дополнительных действий, в рамках которых 350 товаров продаются с торговой наценкой не более 5 %, а 150 товаров продаются вообще без наценки». «На следующей неделе еще на 10 товаров мясной категории будут установлены специальные сниженные цены, а с 1 июля во всех «Перекрестках» начинается грандиозная распродажа, в рамках которой предполагается снижение цен от 30 % до 80 % более чем на 3000 наименований товаров», — сообщается в пресс­релизе компании.

Тем временем Путин не успокоился. Через несколько дней он вернулся к теме торговых накруток на встрече с лидерами парламентских фракций. Наценки в 55 — 100 % он назвал «перебором». Кроме того, премьер заявил, что в процессе ценообразования так или иначе должен присутствовать контроль со стороны государства. Парадоксальность российского ценообразования в очередной раз подтвердил и Росстат, опубликовавший данные о потребительских ценах в России и странах Евросоюза. Так, с начала года у нас они выросли на 7,1 %, а, например, в Ирландии, Португалии, Бельгии, Германии, Финляндии и Литве снизились на 0,4 %. Кризис обрушил экономику во всем мире, покупательская способность населения упала везде, уровень безработицы поднялся повсюду. Однако европейские магазины при этом снизили цены, удерживая обедневших покупателей, а российские супермаркеты, наоборот, их взвинтили.

Но если ценниками опять начать «рулить», как это было при советской власти, как же тогда быть с принципами свободного рынка? «Свободный рынок? Это досужие выдумки, выгодные тем, кто этим рынком заправляет! — высказал свой взгляд зам. директора Института экономики РАН Михаил Гельвановский. — Европа контролирует цены на свои товары так, как Советскому Союзу и не снилось. Там государства регулируют не только цены на продоволь­ствие, но по большому счету вообще на все, исключая разве что шпильки и колготки. А уж устраивать свободный рынок, допустим, металла, как поговаривают у нас, — это вообще чушь. Свободный рынок если и может существовать, то лишь в теории. На практике же либо государство диктует ценовую политику, либо монополии». ФАС, как известно, обеспечивает соблюдение конкуренции, и именно она должна способствовать сдерживанию цен. Однако, как отмечают многие эксперты, бороться надо не со следствием, а с причинами. «Чтобы цивилизованная конкуренция все­таки образовалась, нужны очень серьезные условия, которые и должно создавать сильное, здоровое государство, — убежден Гельвановский. — Прежде всего нужен абсолютно прозрачный рынок. В частности, должна быть достоверно известна цена товара у производителя. Конкуренция как явление у нас сейчас полностью блокирована толпами посредников, которые и съедают основную часть дохода. Свободный рынок — это отнюдь не анархия, а очень серьезно и грамотно регулируемый процесс».

Лидерам думских фракций Путин заявил, что при разработке финальной версии закона о торговле «необходимо учитывать интересы всех граждан России». «Речь идет о создании равных условий для развития всех форм торговли, о формировании цивилизованных стандартов взаимодействия по всей цепочке — от производства сельхозпродукции до переработки и потом уже продажи потребителю. От этого должен выиграть и бизнес, и, самое главное, обыкновенные покупатели», — подчеркнул он. По мнению главы правительства, лучше всего объединить два проекта закона и устранить «определенные перекосы», в частности — торговую наценку, которая «иногда достигает и 50, и 70, и 100 процентов», что является «перебором». Путин подчеркнул, что в торговле «регулирующая функция государства должна присутствовать». Как пояснил в газете «Труд» глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, чтобы доступ производителей к торговым сетям был равным, планируется разработать механизм, учитывающий затраты на логистику, аренду и другие факторы. По его словам, последний правительственный вариант законопроекта не предполагает ограничений по торговой наценке и не позволяет государству влиять на цены, кроме узкого ассортимента социально значимых товаров, но акцентирует внимание на процессах саморегулирования бизнеса. «Депутатский же законопроект разрешает продавцам самостоятельно устанавливать цены, однако правительство может регулировать максимальный размер торговой наценки, причем не только на продовольствие, но и на медицинские и детские товары, — пояснил депутат. — Также в нашем документе наиболее точно прописано определение торговых сетей и антимонопольное регулирование». Ограничение наценки, считают в Думе, позволит снизить цены. Закон, по словам спикера парламента Бориса Грызлова, будет приниматься на осенней сессии.

В Белоруссии действует ряд законов, в той или иной степени регулирующих торговлю. Основным считается Указ президента Александра Лукашенко 1999 года «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов)». В документе сказано, что продавцы и производители товаров могут повышать цены только в том случае, если это экономически обосновано. Кроме того, каждый год Совет министров Белоруссии и Нацбанк утверждают предельные индексы изменения отпускных цен, превышать которые строго запрещается. Это правило распространяется на все белорусские предприятия, кроме коммерче­ских организаций с иностранными инвестициями. В законодательстве Белоруссии также прописан перечень социально значимых товаров и услуг, цены на которые устанавливает только Министерство экономики. Вот некоторые из них: мука, хлеб, молоко, детское питание, мясо, сахар, овощи, услуги общественных бань, парикмахерских, прачечных, химчисток, ремонта обуви, ритуальные услуги, фото на документы…

Правительство Венесуэлы также устанавливает цены на товары первостепенной важности, прежде всего на мясо. Если продавцы превышают этот уровень, им грозят неприятности — от конфискации товара до полной национализации предприятия. Президент Венесуэлы Уго Чавес назвал это «Законом для защиты народа».

На постсоветском пространстве списки социально значимых товаров существуют также на Украине и в Молдавии. В западных странах госрегулирование торговли сведено к минимуму и действует в основном в высокомонополизированных отраслях. Например, во Франции это продажа газа, электроэнергии и транспортные услуги. В США правительство регулирует цены на молочную продукцию, устанавливая контрольный минимум. Если рыночные цены опускаются ниже этого уровня, государство скупает товар и использует его в виде бесплатных завтраков для школьников, помощи беднякам и т. п.

Сергей Бегляк
№117(22527)
03.07.2009

Источник: Газета «Речь»