3 июля 2009 года. 14:58

Людмила Зыкина — крестная мать ансамбля «Русский Север»

Ушла из жизни величайшая певица современности, которую называли одним из главных «брендов России». Ее потрясающий, ни на кого другого не похожий голос помнят череповецкие стены и череповецкие люди — в поздний период своего творчества Людмила Зыкина дважды выступала в Череповце. Ее принимали площадки Дворца культуры «Строитель» и СКЗ «Алмаз». «Речь» выяснила, что не только гастролями ограничиваются связи нашего города и главной русской певицы XX века. Оказывается, фактически с ее подачи череповецкий ансамбль «Русский Север» стал государственным и вошел в число лидеров среди «народников».
«Людмилу Зыкину я считаю крест­ной матерью череповецкого ансамбля «Русский Север», который я возглавлял почти двадцать лет назад, — вспоминает режиссер Русского Национального театра Евгений Максимов. — Она по­настоящему благословила наш ансамбль: несколько раз приезжала в Череповец, присутствовала на репетициях и вместе с нами выходила на сцену в Череповце, Вологде и даже в знаменитом зале имени Чайковского в Москве».

«Русский Север» родился в 1990 году. «Роды» принимала Людмила Зыкина. А история такова. Евгений Максимов был отлично знаком с Людмилой Георгиевной еще по архангельскому Северному хору, где он работал хормейстером. Зыкина дружила с легендарным худруком хора Ниной Мешко, а у будущего народного артиста России Максимова сложились близкие отношения с мужем Людмилы Георгиевны Виктором Гридиным. Поэтому великая певица не отказалась, когда «Женя» (так она звала Евгения Павловича) пригласил ее помочь с созданием «Русского Севера».

«Она никогда не клеймила в лоб за неудачи, которые у молодого «Русского Севера», естественно, случались, — вспоминает Евгений Максимов. — Говорила: «Молодцы, вы очень старались, а опыт приходит с годами». Некоторое время мы сотрудничали очень тесно — я не раз бывал у нее дома, на даче и в ансамбле «России». Помощь Зыкиной не ограничивалась только искусством, хотя ее советы, как правильно петь, значили для нас очень много. С костюмами и инструментами в те годы было очень тяжело — ничего было нельзя достать. Но только не для Людмилы Зыкиной. Также она много помогала в продвижении нашего коллектива. Что называется, по кабинетной линии. Много надо было бегать с бумажками в Министерстве культуры, договариваться, оформлять, подписывать. Если бы не Людмила Георгиевна, я бы проводил в этих коридорах сутки напролет, а порой дело решалось за минуту одним ее телефонным звонком кому надо. Ее авторитет у властей был очень велик».

А вот для художественного руководителя и дирижера Губернаторского оркестра русских народных инструментов Галины Перевозниковой совместный концерт с Людмилой Зыкиной так и остался заветной мечтой. «Конечно, было желание когда­нибудь выступить вместе с ней, но, к сожалению, во времена ее расцвета у меня еще не было оркестра. Когда он появился, Людмила Георгиевна уже не могла так и столько петь, как раньше, — рассказала «Речи» Галина Ивановна. — Я ездила в Москву в ее коллектив, разговаривала по поводу возможного совместного концерта с ее дирижером Николаем Степановым, но, к сожалению, ничего не получилось. Я бывала на ее концертах в поздний период ее исполнительства — меня покоряло, что с годами она не потеряла ни выразительности, ни энергетики, ни душевности. У меня всегда было преклонение перед ее талантом, мастерством и выносливостью. Столько, сколько она записывалась и концертировала, на две­три жизни обычного артиста хватит. Голос у нее уникальный — он одновременно и очень хорошо поставлен, и не потерял звонкой народной нотки. Это очень редкое, почти невозможное сочетание. Очень жаль, что наша культура теряет таких исключительных мастеров, и некому прийти им на замену. Самородки и сейчас рождаются, но изменились обстоятельства — кто их сегодня заметит, если нет спроса на таких людей и такие таланты, откровенно некоммерческие. Я четыре или пять лет пытаюсь выбить деньги на фестиваль русской песни, но пока тщетно».

Отличная возможность аккомпанировать Людмиле Зыкиной выдалась в 1997 году, когда певица приехала в Вологду на 850­летие областной столицы. Концерт был организован на стадионе, и от аккомпанемента Зыкина отказалась. Пела вживую, но под «минус», то есть под запись. «Очень добрая, демократичная женщина, приятная, веселая и разговорчивая. При этом заметно, что Людмила Георгиевна знала себе цену, — несла себя, как гордость русского народа и великая певица», — вспоминает тот концерт его организатор, заместитель директора вологодской филармонии Лев Щедринский.

Виноградов Сергей
№117(22527)
03.07.2009

Источник: Газета «Речь»