19 июня 2009 года. 13:31

Анатолий Кручинин: «Не гнаться за объемом, а удовлетворять платежеспособный спрос»

Российский рынок группа «Северсталь» всегда считала для себя ключевым, но не отказывалась и от приобретения западных активов. Мировой финансовый кризис расставил свои приоритеты, вынудив руководство одной из крупнейших металлургических групп на время забыть об инвестициях в свои иностранные компании и полностью сконцентрироваться на российском рынке. Еще в апреле прошлого года руководство «Северстали» решило поделить ее на три дивизиона: «Северсталь Российская Сталь», «Северсталь Ресурс», «Северсталь Интернэшнл». Генеральный директор дивизиона «Северсталь Российская Сталь» Анатолий КРУЧИНИН рассказал обозревателю газеты «Время новостей» Ирине ЦЫРУЛЕВОЙ о том, какие усилия компания прикладывает в непростой кризисный период, чтобы остаться на плаву.
— Финансовый кризис затронул все сферы экономики, в том числе и металлургию. Как вы переживаете этот сложный период?

— Металлурги ощутили приближение кризиса гораздо раньше, чем остальные, еще в сентябре. Для дивизиона «Северсталь Российская Сталь» четвертый квартал прошлого года был самым сложным. В октябре началось резкое снижение объема производства. В ноябре и декабре загрузка мощностей была самой низкой (падение производ­ства стали составило 50 %, а отгрузка товарного проката упала на 40 % к сентябрю 2008­го). В весенние месяцы мы подняли производство до 70 % от докризисного уровня товарной отгрузки (650 тыс. тонн). На сегодня это оптимальный объем производства, отвечающий рыночному спросу.

Метизный сегмент также испытывал сложности, связанные с низким потреблением в ключевых отраслях. Весна, с которой традиционно начинался сезонный подъем в метизной отрасли, не оправдала надежд. В апреле ненамного увеличился выпуск низкоуглеродистой продукции, что было связано с незначительным оживлением стройки. По остальным продуктам серьезных подвижек в сторону повышения спроса пока нет.

По трубному сегменту (Ижор­ский трубный завод, ИТЗ, — ред.) низкий уровень загрузки мощностей был связан с переносом сроков реализации проектов газовиков. Я считаю, что только расширение рынков сбыта позволит ИТЗ повысить объем производ­ства. В 2009 году мы уже вышли на рынок Туркменистана, приняв участие в проекте «Средняя Азия — Китай». Также были пробные поставки в Голландию. Но ИТЗ намерен побороться за возможность поставлять трубы для второй ветки газопровода Nord Stream, мы прошли для этого специальную сертификацию.

— А на каком производстве кризис отразился меньше всего?

— На высокотехнологичном. В качестве примера приведу ЗАО «Северсталь СМЦ­Колпино». В этом году были осуществлены по­ставки готовой продукции для строительства таких крупных объектов, как Киришский НПЗ, автомобильный завод Hundai, продолжалась работа с машиностроительными предприятиями, в том числе с Caterpillar­Tosno. Более того, в результате победы СМЦ в ряде тендеров на поставку сварного профиля линия производства балки в мае была загружена на 90 %.

Стивидорную компанию «Нева­металл» кризис также коснулся в меньшей степени. Объем перевалки черных металлов Череповецкого меткомбината (ЧерМК) в связи с увеличением доли экспорта в поставках компании увеличился. Компании удается развивать новое направление — контейнерное.

— Чувствуете ли вы какое­то оживление на рынке?

— Ситуация по­прежнему нестабильна. Так, в феврале по сравнению с январем мы увидели серьезное — почти на 40 % — увеличение цен по сортовому прокату, а также небольшой — на 10 — 12 % — рост по плоскому прокату. Но подъем был недолгим: в марте рынки стагнировали, а цены на некоторые виды продукции стали снижаться. Подобные тенденции наблюдаются и на экспортных рынках.

— Практически каждая компания сейчас разрабатывает свою антикризисную программу. В чем суть вашей?

— В первую очередь мы решили привести в соответствие со спросом объем производства и до сих пор продолжаем гибко реагировать на изменения. Например, было закрыто мартеновское производство на ЧерМК. В результате в большей степени мы производим сталь экономически эффективным конвертерным способом. Мощности череповецкой площадки определены четко: при хорошем рынке это было 9,5 млн тонн конвертерной стали и 2 млн тонн стали, получаемой в электросталеплавильном цехе. Сегодня мы стараемся не гнаться за объемом, а удовлетворять платеже­способный спрос, не допуская тем самым роста дебиторской задолженности.

Другая составляющая нашей программы — снижение издержек по всем направлениям: это и управленческие расходы, и пересмотр инвестпрограммы, и энергосбережение, и оптимизация численности персонала в рамках дальнейшей реструктуризации. Мы используем любые возможности как в рамках отдельных предприятий, так и за счет междивизионной и внутридивизионной синергии.

— Что имеется в виду?

— С этого года Череповецкий меткомбинат для снижения затрат на перевозку часть продукции доставляет в Санкт­Петербург в контейнерах «Невы­металла». Обратно в Череповец они идут с металлоломом из нашего ломозаготовительного сегмента. Это позволяет снизить транспортную составляющую в 1,5 — 2 раза. Междивизионные связи, использование вертикальной интеграции компании дают еще больший синергетический эффект. Предприятия гигантского металлургического комплекса, в который входят российские и западные активы, постоянно закупают много сырья, в том числе на российских предприятиях, входящих в состав «Северстали». Грамотное построение процессов продаж и закупок, объединение усилий предприятий приносят немалую выгоду и дают ряд преимуществ. Это и кросс­потоки, то есть встречные закупки и продажи, и использование научной базы, к примеру Череповецкого меткомбината, для исследования с целью улучшения свойств воркутинских углей и костомукшских окатышей, и централизация закупок по ряду позиций. На отдельных предприятиях, в частности ЧерМК, мы продолжаем программу энергосбережения. Она предполагает увеличение собственных мощностей, так как рыночная цена почти в два раза выше собственной. Или такой пример. В июле мы планируем запустить доменную печь № 1. Это позволит снизить себе­стоимость производства стали в конвертерах благодаря оптимальному подбору соотношения лома и чугуна для ее производства.

— В середине марта было объявлено, что компания сократит 9 — 9,5 тыс. человек на предприятиях в России. Изменились ли эти цифры и как вы решаете кадровый вопрос?

— Действительно, численность персонала по отношению к докризисному периоду на предприятиях дивизиона снизилась на 9,5 тыс. человек. Большая часть по объективным причинам пришлась на Череповец. Здесь сосредоточено 80 % предприятий дивизиона. «Северсталь» является градообразу­ющим предприятием. Мы понимали, что для Череповца этот процесс будет нелегким. Сначала с октября был закрыт прием в компанию и сокращено почти 2 тыс. вакансий, а первая волна уволенных — это около 1,5 тыс. человек, вышедших на пенсию, в том числе досрочную. Вместе с городскими и областными властями мы старались предот­вратить негативные последствия, предлагая программы переобучения, открывая центр по организации временных работ, передавая городу спортивные и культурные объекты, которые содержала «Северсталь». В результате бывшие работники «Российской Стали» в Череповце на конец апреля (по­следние данные центра занятости) составляют лишь четвертую часть от общего числа зарегистрированных безработных. При этом сегодня в городе, в том числе при содействии «Северстали», порядка 5 тыс. открытых временных и постоянных рабочих мест.

Несмотря на спад производства и консервацию ряда объектов, мы изначально ставили перед собой задачу сохранить ценные кадры, временно переводя специалистов на другие работы внутри компании, предоставляя административные отпуска некоторым сотрудникам.

— Не могли бы вы рассказать подробнее о законсервированных проектах и о тех, которые компания будет развивать?

— Приостановлен ряд крупных мероприятий на ЧерМК: строительство доменной печи № 3 и второй линии полимерных покрытий; реконструкция коксовой батареи № 7 и агрегата непрерывного горячего цинкования. Решение о продолжении финансирования этих объектов будет принято в зависимости от ситуации на мировом финансовом рынке. Приоритетными проектами для компании являются те, которые находятся на завершающей стадии. Продолжаем строительство трубопрофильного завода в индустриальном парке «Шексна». Там будут производиться круглые, квадратные и прямоугольные трубы диметром сечения от 127 до 426 мм. Такой продукт в европейской части России не производится. Запуск запланирован на 2010 год.

— Каков объем инвестиционной программы в российские активы? Насколько она подверг­лась корректировке в связи с кризисом?

— В рамках всей группы программа капитальных вложений на 2009 год была сокращена с запланированных 3 млрд до 1 млрд долл. Инвестиции, которые в первом квартале составили 265 млн долл., было решено пустить на ремонтно­техническое обслуживание. Объем финансирования дивизиона «Российская Сталь» на этот год равен 15,4 млрд руб., в том числе ЧерМК — 6,3 млрд рублей.

— В последнее десятилетие «Северсталь» не являлась крупным игроком на экспортных рынках, отдавая приоритет внутреннему рынку. Каков процент экспорта сегодня?

— Мы продолжаем считать приоритетным для себя внутренний рынок России, стран СНГ и Балтии. Поэтому даже в нынешней ситуации активно работаем со своими стратегическими партнерами. Так, недавно подписано соглашение с «АвтоВАЗом». В то же время мы понимаем, что увеличение экспорта — это объективная необходимость, вызванная по­прежнему невысокой платежеспособностью в России и СНГ. Сейчас мы экспортируем около 60 % своей продукции.

— Одними из основных потребителей металлопродукции являются автозаводы, многие из них сегодня рассматривают возможность локализации производства. Как вы относитесь к этой идее, с кем налажено сотрудничество? Вам было бы интересно участвовать в таких проектах?

— «Северсталь» с 2006 года является официальным поставщиком продукции для компании Renault­Nissan и ежемесячно поставляет оцинкованный и холоднокатаный прокат для производства лицевых и внутренних деталей автомобиля Renault Logan (в 2008 году — более 3 тыс. тонн металлопроката). Совместно с «АвтоВАЗом» компания реализует программу перехода на горячеоцинкованный прокат «Севергала», продолжает поставки проката крупнейшим производителям автомобилей на Ближнем Востоке — иранским «Ходро» и «Сайпа».

Мы понимаем значимость и перспективность локализации в России автопроизводств крупнейших мировых компаний, поэтому активно включились в эту работу. Вы, наверное, уже знаете о заключенном соглашении по созданию СП «Северсталь­Гестамп». В его рамках уже вошло в строй предприятие по штамповке во Всеволожске, нацеленное пока на нужды завода Ford, но с перспективой обслуживания предприятий петербургского автокластера. Следующее штамповочное производство — в Калуге — будет отвечать потребностям компании Volkswagen. Там ведутся строительные работы, объект войдет в строй в начале 2010 года.

— Когда начнет выправляться ситуация на рынке и насколько изменится при этом ваша стратегия? С какими производственными и финансовыми итогами вы надеетесь завершить первое полугодие и год в целом?

— Ситуация на рынке все еще неоднозначна, поэтому мы не считаем правильным давать прогнозы. Мы можем увидеть оживление спроса к концу года. Компания внимательно следит за ситуацией на рынке и будет оперативно реагировать на все изменения. Мы предполагаем, что реализация программ пополнения запасов и рост объема госинвестиций в инфраструктуру должны поддержать спрос на сталь в текущем году. Мы к этому готовы.

Газета «Время новостей», 11 июня 2009 г.
№106(22516)
18.06.2009

Источник: Газета «Речь»