9 июня 2009 года. 09:55

Сдача замучает

Индивидуальных предпринимателей ограничили в праве распоряжаться деньгами
Сдавать всю свою выручку в банк — такое требование с недавних пор предъявили финансовые госорганы к индивидуальным предпринимателям. Бизнесмены, которые надеялись, что теперь им дан зеленый свет и обеспечена поддержка властей, узнав о новшестве, немало удивились. Мало того, что теперь они не могут распоряжаться деньгами по своему усмотрению, так к тому же банки берут различные комиссии и проценты за пересчет выручки и обналичивание средств. Приходится тратиться и на инкассацию. «Это подрыв самой сути предпринимательства!» — возмущаются представители малого бизнеса.

В Череповце сегодня насчитывается более 15 тыс. индивидуальных предпринимателей, и всех их так или иначе коснулась проб­лема «кассовых лимитов». Лимит остатка кассы — это максимальная величина, которая располагается вне расчетного счета. В течение дня бизнесмен совершает различные финансовые операции, продает и покупает товары, и в конце дня остаток наличных не должен превышать установленного лимита. Излишки сверх лимита сдаются в банк. Сам лимит согласуется с банком, а при отсутствии согласования (что в случае с индивидуальными предпринимателями встречается весьма часто) он устанавливается равным нулю. То есть бизнесмен обязан сдать в банк все остатки и всю выручку за день. Он может отнести средства, что называется, в кармане, а может заплатить за инкассацию — если речь идет о более­менее крупных суммах.

Ранее такой порядок применялся только к юридическим лицам, что вполне объяснимо: имущество и деньги, например, общества с ограниченной ответственностью отделены от учредителей этого общества. Проще говоря, у владельца фирмы свои деньги, а у фирмы — свои. Индивидуальный предприниматель в отличие от юрлица свои средства, по сути, не отделяет от денег предприятия: он может выплатить зарплату работникам прямо из собственного кошелька, по долгам он отвечает своей квартирой и машиной, прибыль он может потратить на покупку нового авто, а может вложить ее, например, в новое оборудование.

— Если забыть об этих положениях, то никакой разницы между ИП и ООО не будет, — объясняет индивидуальный предприниматель, владелец мастерской по изготовлению ключей Сергей Панов. — Получается, что сейчас нас уравняли в финансовой дисциплине с юридическими лицами. Банки говорят, что выполняют указание, изложенное в письме Центробанка еще от 1993 года. Это письмо доставали на моей памяти три раза: соб­ственно в 1993 году, в 1998­м и сейчас. То есть как только наступает ухудшение финансового положения в стране, первым делом страдают индивидуальные предприниматели, за счет которых банки, видимо, надеются пополнить свои оборотные средства.

Недоволь­ство бизнесменов вызывают как неудобство самой процедуры сдачи денег в банк, так и различного рода комиссии и проценты, которые приходится выплачивать при таком порядке работы. Есть и другие ограничения.

— Те деньги, которые мы сдаем в банк, мы теперь можем брать только на определенные цели, — рассказывает представитель череповецкого отделения общественной организации «ОПОРА России» Ирина Стяжкина. — Все это прописывается в документах и контролируется банком и налоговыми органами. Но это ведь, по сути, личные деньги предпринимателя. А если ему необходимо потратить эти деньги на личные нужды, например, оплатить счета за квартиру, купить продукты или даже поехать в отпуск? Он ведь имеет на это полное право, но теперь оказывается, что он не может этого сделать. Установка кассовых лимитов для ИП равносильна установке лимита на количество денег в его личном кошельке. Эта норма перечеркивает сам принцип предприниматель­ства как дела, где вся ответ­ственность, весь риск лежит на самом предпринимателе, и он отвечает за успех или провал не только деньгами бизнеса, но и личными деньгами и имуще­ством.

По словам банкиров, они и сами не рады нововведению, и это вовсе не их инициатива.

— Банкам это только в минус, — утверждает управляющий череповецким отделением ВТБ­24 Сергей Артюшичев. — Раньше мы устанавливали кассовые лимиты и проверяли кассовую дисциплину только у юридических лиц. Это определенное количество фирм, которые, в принципе, можно по пальцам пересчитать. Теперь мы должны делать это для всех индивидуальных предпринимателей. Требуются дополнительные люди и ресурсы, которых у нас сейчас нет. Самим предпринимателям это тоже создает проблемы. Но банки вынуждены выполнять законы. Центробанк давно обо всем этом мечтал, вот воплотили в жизнь.

Есть, впрочем, и другие мнения:

— Главные причины введения кассовых лимитов — обеспечение прозрачности бизнеса, предотвращение возможности ухода от налогов, — рассказывает управляющий допофисом «Центральный» Метком­банка Юрий Зуев. — Несмотря на то, что это требование отражено в письме Центрального Банка, существуют как сторонники того, что ИП обязаны устанавливать лимит остатка кассы, так и их оппоненты. Одни ссылаются на нормы Гражданского кодекса и аргументируют свою позицию соответ­ствующим письмом ЦБ РФ, вторые заявляют, что это письмо не является нормативным актом. Я бы советовал предпринимателям все же следовать письму ЦБ и соблюдать кассовый лимит. Процедура установления лимита остатка совсем несложная.

Однако бизнесмены утверждают, что, если так пойдет и дальше (пока еще не все череповецкие банки требуют работать по кассовым лимитам), они будут обращаться в суды.

— Практика решения таких споров в пользу предпринимателей в стране уже имеется, — рассказывает предприниматель Елена Яшина (торговля продовольственными товарами). — Ведь до смешного доходит. Банки предлагают как вариант выхода из сложившейся ситуации открыть карточный счет физлица и переводить на него деньги с расчетного счета индивидуального предпринимателя, чтобы потом снимать эти деньги в банкомате. То есть я вечером несу выручку в банк, а утром получаю ее через банкомат. Удобно, но удобнее было бы эту выручку вообще никуда не сдавать.

Андрей Ненастьев
№101(22511)
09.06.2009

Источник: Газета «Речь»