Что мы можем показать гостям?
Администрация города и туроператоры размышляют, как привлечь в Череповец туристов
Сегодня многие города Вологодчины, и не только, с завистью смотрят на Великий Устюг: за первый квартал наступившего года Дед Мороз привлек в свою вотчину не меньше туристов, чем в прошлые годы. Интерес приезжих к сказочному волшебнику продолжает стабильно расти. «А чем мы хуже?» — подумали в Череповце. И решили: потенциал города вполне позволяет привлекать отдыхающих и пополнять тем самым бюджет.
— Главное — избавиться от стереотипа «А что у нас показывать?» — считает Сергей Шахомиров, начальник городского управления культуры. — И вспомнить о том, что в городе за сотни лет накоплены большие ресурсы.
Действительно, в Череповце расположено десять музеев; работает множество ярких творческих коллективов. Раньше наш город был интересен для туристов, и сейчас эту традицию нужно возродить. О том, как можно это сделать и чем заманить туристов в Череповец, говорилось на специально собранном совещании у мэра. Главным докладчиком на нем стал председатель комитета по туризму Вологодской области Юрий Плеханов. Свое выступление он начал со статистики:
— Согласно оценкам экспертов, Вологодская область занимает 11е место в России по туристическому потенциалу. Тем не менее туристов мы привлекаем мало: в прошлом году нашу область посетило 1 млн 300 тыс. человек. Доля туризма в ВВП области — 3 %. Инвестиции прошлого года — 1 млрд, налоговые поступления — 350 млн руб. Все это не такие большие цифры, потому что в мировом ВВП туризм занимает 10 %. Нам есть куда развивать эту область экономики, и я вижу несколько направлений. Вопервых, культурнопознавательный туризм: проект «Венок русских усадеб», экскурсии по уникальным памятникам усадебной культуры. Вовторых, культурноразвлекательный: выступления наших коллективов, ряд которых известны во всем мире. Еще возможен спортивный, яхтовый и деловой туризм.
Как будет меняться туристический рынок? Сейчас, в период кризиса, прогнозы делать трудно. Эксперты говорят о том, что в связи с падением доходов граждан будет уменьшаться доля въездного туризма (то есть отдыхающих из других стран). Зато оживится рынок туризма внутреннего (путешествий в пределах своей страны). Поэтому и наш город ориентируется прежде всего на разработку турпродукта для своих сограждан.
Юрий Николаевич рассказал о том, что у туроператоров из других городов есть предубеждение против Вологды и Череповца. Действительно, эти города, хоть и являются центрами региона, не прославились «раскрученными» достопримечательностями. Кроме того, Череповец не очень приспособлен для приема и проживания туристов, потому что у нас недостаточно развит гостиничный бизнес и учреждения общественного питания. Большой проблемой остается пристань: теплоходы давно уже не швартуются в Череповце; речной вокзал не действует, а единственный причал, к которому изредка подходит теплоход, представляет собой ржавую баржу с шаткими сходнями.
— Нужно признать, что Шексна — главная «улица» города, потому что к ней стягиваются все туристические зоны, — сказал в своем докладе Сергей Шахомиров. — Соборная горка, Советский проспект, Доммузей Ивана Милютина, усадьба Гальских… Все это — возле реки. Поэтому нужно развернуть город к реке.
Объем работы, необходимый для этого, еще не оценен. Неизвестно, понадобятся ли строительные работы, или достаточно будет «облагородить» уже имеющиеся причалы. Но мэр Олег Кувшинников выразил согласие с тем, что сделать это нужно.
По каким маршрутам отправятся прибывшие в город туристы? В управлении культуры уже разработаны варианты.
— Проектов у нас много, — отчитался Сергей Шахомиров, — это и тематическая автобусная экскурсия по Череповцу с посещением дворянских усадеб; и костюмированная прогулка по Воскресенскому проспекту, рассказ о жизни уездного города, знакомство с архитектурой, посещение музеев; и тематическая экскурсия «Череповец — русский Оксфорд»: знакомство с учебными заведениями, рассказ об их знаменитых учениках.
Сергея Юрьевича поддержали и работники Дома знаний, в котором находится известный в городе и области центр подготовки экскурсоводов: специалистов, мол, подготовим сколько нужно, насчет этого не беспокойтесь! Выдвинули и идею насчет исторических и народных костюмов, целые залежи которых скопились на складах музеев и в запасниках творческих коллективов. Почему бы не использовать их для костюмированных экскурсий?
Мэр идеи одобрил, но…
— Не вижу масштаба, — сказал он. — Нам нужны новые идеи.
Такой масштабной идеей могла бы стать разработка особой концепции нашего города — «бренда». Идеи о том, каким он может быть, высказал Юрий Плеханов:
— По Череповцу мы пока не видим более изящного решения, чем «Череповец — город лидеров». Подать этот город как город энтузиастов, бывшую ударную стройку Союза, в котором живут энергичные люди. Сочинить слоган: «Если хочешь научиться быть лидером — приезжай сюда!» Еще одно интересное решение — объединить Череповец и Устюжну брендом «Горячее сердце Севера». Рассказать о них как о центре металлургии, месте, где живут люди с железным характером.
— Туризм для нашего города — реальная сфера экономики, которая будет давать доход независимо от циклов металлургической и химической промышленности, — подвел итог совещания Олег Кувшинников. — Жаль, что не все мои коллеги это понимают: сегодня я вижу на этом совещании представителей бизнеса и культуры и очень мало чиновников.
Алена Андреева
№99(22509)
05.06.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →