1 июня 2009 года. 16:40

Сергей Шахомиров: «Миссия культуры в неприкосновенности»

С 1 июня в сфере культуры Череповца грядут серьезные перемены. Культурные учреждения металлургов перейдут под крыло муниципалитета. Накануне этого события начальник управления по делам культуры Сергей Шахомиров рассказал, насколько безболезненно будет происходить этот процесс, и дал общую оценку сферы культуры.
— Сергей Юрьевич, в новых финансово­экономических условиях вся бюджетная сфера города вынуждена пересматривать свои планы. Как переживают эту ситуацию учреждения культуры города?

— Оптимизация — одна из эффективных мер по преодолению кризиса, она затронула все без исключения сферы жизни: промышленность, медицину, образование, спорт, и столь важная сфера управления культуры не стала исключением в этом ряду. Финансирование учреждений в 2009 году пришлось урезать на 29 млн рублей. Сумма огромная. Тем не менее говорить, что в результате сокращения финансирования полноценное удовлетворение интеллектуальных и духовных запросов горожан оказалось под вопросом, нельзя.

Расходы, конечно, существенно сократились — начиная с канцелярии, заканчивая командировками. Все пункты, касающиеся обеспечения жизнедеятельности учреждения, — заработную плату и коммунальные услуги — старались оставить максимально нетронутыми. Наша первоочередная задача — сохранить рабочие места, чтобы учреждения продолжали работать в прежнем объеме.

— Бремя секвестра коснулось всех учреждений пропорционально их «весу» или каким­то направлениям работы отведена роль «священных коров»?

— Любимчики, нелюбимчики — для нас нет таких категорий. Подход ко всем учреждениям был одинаков. Если бы мы сокращали бюджет учреждений на отведенные 30 %, многие из них уже давно прекратили бы свое существование. Поэтому для некоторых учреждений процент оказался выше, для некоторых — ниже. Согласитесь, ставить в равные условия, например, клуб и школу нельзя. Одни могут зарабатывать, другие — не могут. Есть учреждения, секвестрование возможных расходов у которых дает лишь 20 %. Что же дальше? Урезать неприкосновенные «коммуналку» и зарплату, без которых просто не выжить? Естественно, нам пришлось более тщательно проработать возможные варианты выхода из сложившейся ситуации — сократить, например, вакантные ставки в других учреждениях.

— Насколько остро стоят вопросы сокращения штатов в учреждениях культуры? Если крупные культурные центры еще могут достаточно безболезненно перенести «похудение» штатного расписания и сохранить качество работы, то в небольших учреждениях урезание численности персонала может вызвать пересмотр графиков работы, даже отказ от каких­то услуг, предоставляемых горожанам…

— Большого сокращения штатов не предвидится, за исключением центра «Народные истоки». По рекомендации комиссии департамента культуры пришлось сократить технический персонал и нескольких специалистов центра, эти меры в результате будут способствовать повышению работо­способности коллектива. Говорить о сокращении услуг также нет смысла. Работники сферы культуры понимают: чем более разнообразными будут их услуги, тем большим спросом они будут пользоваться.

— Чем вызваны подобные меры?

— В эпоху капиталистических отношений, когда умение зарабатывать деньги служит залогом процветания в жизни, никто не спорит, что культура должна стремиться к самоокупаемости, но при этом не стоит забывать об искусстве, ведь культура и искусство — два понятия, существующих в неразрывном единстве. А к искусству, специфическому виду духовного отображения действительности, требуется особый подход, особая деликатность. Во все времена искусство было и продолжает оставаться сферой, нуждающейся в финансовой поддержке. Симфонический оркестр, хор Зуева, конечно, молодцы, дела у них идут в гору, но без бюджетных вливаний им просто не обойтись. Как только искусство переходит в коммерческую струю, оно начинает утрачивать свои просветительские функции, а у его деятелей снижается профессиональный уровень. Эта закономерность и заставляет оказывать помощь деятелям искусства, чтобы они прежде всего занимались своим делом, а потом уже думали о финансовой выгоде.

— Рассчитывает ли город на помощь области, чтобы удержать сферу культуры на достойном уровне?

— Нет, это вариант не рассматривался. Оптимизация прошла и в этом направлении работы сферы культуры. Научной библиотеке пришлось переехать в Художественный музей. Научная библиотека — достойная библиотека своего вида деятельности, в ее коллекции есть уникальные, редкие книги, но работать с ними приходило по два­три человека в неделю, низкая посещаемость и вызвала необходимость переезда.

— Не преувеличу, если скажу, что главным событием, достижением этого года станет открытие барского дома­усадьбы Гальских. Реставрация длилась полтора десятка лет. И ее окончание приходится как раз на сложные экономические времена. Отразится ли это на подготовке к открытию?

— На подготовке к долгожданному культурному событию года — открытию усадьбы Гальских — финансовые трудности не сказались благодаря своевременной финансовой помощи губернатора Вячеслава Позгалева и мэра Череповца Олега Кувшинникова. Самое главное не то, какими усилиями нам далось это открытие, а то, что оно наконец состоится. Горожане и гости города наконец смогут оценить гармонию пропорций барского дома, окунуться в атмосферу XIX века, проходя по старинным комнатам, читая в их изысканном убранстве характер бывших его жителей. Предстанут во всей красе восемь залов. Ранее планировалось открыть пять комнат — в дополнительных трех залах можно будет увидеть выставку из частной коллекции: дуги, полотенца, сундуки, прялки. Барский дом благоустроен, и теперь все будет зависеть от служителей музея, какой имидж они создадут этой выставке и всему дому.

— Усадьба Гальских претендовала на звание музея под открытым небом. Разработанный проект предполагал ее дальнейшее развитие, благоустройство, не ограничива­ющееся барским домом. Остаются ли эти планы в силе?

— Естественно. Реставрация барского дома, исторического, культурного, архитектурного памятника федерального значения, шла за счет бюджетных средств города и области. Для развития остальной территории мы будем привлекать инвесторов. Так, кузница вполне может быть воссоздана металлургическим комбинатом. Также в целях развития туризма планируется строительство трактира и гостиницы, входящих в коммерческую зону. Усадьба Гальских — единственная деревянная усадьба на всем Северо­Западе, и, разумеется, нарушать целостный образ ультрасовременным гостиничным комплексом мы не собираемся. Весь музейный архитектурный комплекс будет выдержан в едином архитектурном стиле.

Конечной нашей целью является создание интерактивного музея, работа которого будет направлена в первую очередь на диалог с публикой. Ощутить все достоинства таких музеев я смог в шведском музее, где сам участвовал в выделывании шкуры и «лепке» скульптуры изо льда. Внедрение интерактивных услуг начнется с открытия музея. Первопроходцами станут дети с ограниченными возможностями. Уже подобраны и закупаются книги по типу раскрасок. После похода в музей увиденное — дуги, прялки, изумительные узоры — ребята смогут запечатлеть в этих книжках. Интерактивный музей тем и интересен, что сделанное руками навсегда остается в памяти человека, и музейные экспонаты получают еще одну жизнь.

— Какие принципиальные перемены в усадьбе после ее реставрации должны позитивно сказаться на притоке посетителей? Как лично вы оцениваете результаты сделанного?

— Усадьба стала благороднее. И передать благородный шарм эпохи XIX века удалось именно потому, что была сделана реставрация, а не ремонт. Не побоюсь сказать, что мы получили новый символ города. Большинство горожан считает визитной карточкой Октябрьский мост, и я с ними не спорю, но мост ведь является федеральным объектом. Усадьба же станет символом города как памятник с историческими полномочиями. Более того, у усадьбы Гальских есть все предпосылки, чтобы стать туристическим центром города. К внедрению этой идеи в жизнь мы приступили на тури­стической выставке в Вологде, выступив с усадебным маршрутом: усадьба Гальских, дом Верещагина, дом Милютина, музей Игоря Северянина. «Череповец — промышленный город, что здесь «культурно примечательного» можно увидеть?» — первоначально с таким недоверием и скепсисом туристические операторы восприняли предложение посетить наш город. Уезжали же они отсюда с совершенно противоположными эмоциями: «Да, ребята, мы сюда будем привозить народ. Здесь действительно есть на что посмотреть».

— Чем именно в усадьбу можно будет завлечь туристов?

— Широким спектром предоставляемых услуг, чтобы человек мог не только посмотреть выставку, но и покататься на лошадях, отдохнуть в харчевне, понаблюдать, как куются подковы в кузнице. Недалек час, когда этот музей станет музеем выходного дня, куда будут приходить, как и в европейских странах, всей семьей, и каждый член семьи найдет себе интересное занятие. Успех любого дела — в правильно разработанной стратегии его развития. Специалисты шведского музея, который мне довелось посетить, проанализировали свой контингент и пришли к выводу, что основными посетителями являются мамы с детьми. Они задумывались: почему так происходит? Оказалось, для женщин были созданы все условия для пребывания — возможность не только отдохнуть с ребенком, но и пройтись по магазинам. Выход из ситуации нашли простой: поставили автомастерскую, пригнали туда три старых «Мерседеса» и положили набор ключей. Какой папа не захочет собственными руками поучаствовать в разборке и сборке раритетной машины.

— Череповец уже давно имеет славу великолепной концертной площадки, практически круглый год афиши удивляют горожан именами мировых звезд, и не только эстрады. Грозит ли городу «мертвый сезон» в культурной жизни?

— О смерти думать просто некогда, когда столько работы. С 1 июня мы собираемся слиться с корпоративной культурой — Дворцом металлургов и детскими клубами «Северстали». Это огромный срез культуры и искусства в нашем городе, и поэтому сейчас как никогда нужно правильно выстраивать стратегию развития единой сферы — муниципальной и корпоративной.

Что касается приезда в Череповец звезд. Не обязательно с мировым именем, но достойные исполнители и коллективы Череповец посетят, так что о мертвом сезоне не может быть и речи. Вообще, не следует зацикливаться на отрицательных сторонах кризиса, нужно видеть в нем возможности к раскрытию собственного творческого потенциала города.

— Что же, получается, череповецкие зрители мастеров, подобных музыкальному гению Владимиру Спивакову, больше не увидят и не смогут насладиться их талантом?

— Приедут. Совсем недавно в Вологде состоялся Всероссийский библиотечный съезд, собравший видных деятелей культуры со всей России, в том числе министра культуры Александра Авдеева. Не все в жизни зависит от кризиса, определяющую роль играет наличие идеи, а также людей, способных «загореться» и ее реализовать. Удивительной удачей организаторов из последних концертов стало выступление солистов Вологодской областной филармонии Николая Петрова и Галины Ясной — зрители были просто в восторге.

— Как вы уже сказали, в настоящее время основные учреждения культуры металлургов переходят под крыло муниципалитета. Какие проблемы в этом закономерном процессе вы считаете самыми важными и с чем они связаны — с содержанием богатой материальной базы, сохранением творческого потенциала, уровня материального вознаграждения местных деятелей культуры или с чем­то иным?

— Самое главное сейчас — сохранить творческий потенциал коллективов и не допустить возможность их закрытия. В данный момент коллективы, которые есть у металлургов, — Русский Национальный театр, «Супер­Скок», «Мальвина», «Тодес», «Магия», Театр моды, Русский молодежный оркестр, ВИА «Сталь Бенд» — работают по своему обычному штатному расписанию, ни одного сокращенного коллектива нет. И если будут в них какие­то изменения, то это произойдет по собственной инициативе артистов или их руководителей. Конечно, есть вещи, которые изменились. Если сравнивать нынешнюю зарплату коллективов, перешедших в ранг «бюджетников», с прежней, то понятно, что она будет отличаться по объективным причинам. К счастью, люди понимают, что все эти трудности недолговечны, сложные времена рано или поздно пройдут и все встанет на свои места. Главное — пережить традиционный летний отток зрителей, которые охотнее проводят время на приусадебных участках, а в нынешних условиях еще и занимаются поиском выхода из сложившихся обстоятельств. Осенью новая программа Дворца металлургов должна сменить затишье на зрительское оживление.

Считаю хорошим решением то, что удалось сохранить детско­юношеские клубы «Камертон», «Феникс», «Звезда» и Центр эстетического развития. Дальнейшая их судьба зависит от того, насколько эффективно они будут работать в этом году. С 1 января мы уже будем смотреть: если самоокупаемость окажется высокой, значит, они продолжат свою деятельность в прежнем режиме, если нет — будем искать другие формы работы. Могу дать гарантию, что социальная направленность работы учреждения не изменится.

— Ходят упорные слухи о закрытии Музея археологии. Можете ли вы подтвердить эту информацию или опровергнуть?

— О переезде ходили имеющие под собой почву слухи — подтверждаю. Закрытие же музеев не должно происходить хотя бы потому, что им есть чем привлечь публику. В музейных фондах Череповца хранятся более 450 единиц уникальных ценностей, которых нет больше нигде в мире, и их по непонятным причинам никто не видит. Пора уже выносить на общее обозрение эти шедевры, организовывать выставки одного дня, одного экспоната. Люди бы просто ломились в музей, чтобы посмотреть древние ювелирные украшения, пиратское боевое оружие, секиру. И вполне возможно, что поговорка о том, что в России в музей ходят дважды в жизни — ребенком и с ребенком, стала бы неактуальной.

Мария Коротаева, Има «Череповец»
№95(22505)
01.06.2009

Источник: Газета «Речь»