15 мая 2009 года. 13:32

Барские дома Череповца

' +
+ Дом-­музей Верещагиных.

Деревянный дом был по­строен в 30­х годах XIX века и принадлежал семье Верещагиных около 50 лет. Именно здесь 26 октября (по новому стилю) 1842 г. родился будущий прославленный живописец Василий Васильевич Верещагин. В 1880­х гг., после смерти мужа, Анна Николаевна (мать художника) продает дом купцу К.О. Иванову, который перестраивает его. После революции дом был национализирован, в 1920­х гг. здесь проживало 10 семей. В 1954 г. на доме была установлена мемориальная доска, а 30 августа 1960 г. в соответствии с постановлением Совета Министров дом ставится под охрану государства как исторический памятник республиканского значения. Жильцы были расселены к 1979 году, тогда же началась реставрация дома. Новый капитальный ремонт деревянного дома был произведен в преддверии 150­летия В.В.Верещагина, тогда же принято решение о создании музейного комплекса. 26 октября 1992 г. работы были завершены. Конечно, со временем облик здания изменился, но место, где родился знаменитый художник, не утратило своего исторического, мемориального значения. В этом доме по дневниковым записям, другим исследованиям воссоздана атмосфера, которая в детстве могла окружать будущего художника. Музей занимает территорию около 2 гектаров, на которой находятся 7 зданий, парк, сад и огород.

Усадьба Гальских.

Уникальный памятник истории, культуры и архитектуры XIX века расположен в бывшей усадьбе дворян Гальских Горка. В свое время усадьба была одной из самых богатых в Череповецком уезде, в настоящее время является един­ственной помещичьей усадьбой в области, где сохранились все по­стройки: барский дом, дом управляющего и садовника, людские избы, амбары, конюшня, жеребятник, шорная мастер­ская. Усадебный комплекс сложился в первой трети XIX века в формах и традициях провинциального классицизма. Особую архитектурную ценность имеет деревянный барский дом — памятник федерального значения. Его отличают чистота и гармоничность пропорций. Парадный фасад представляет собой образец классической гармонии. В центре расположен шестиколонный портик рим­ско­дорического ордера (ордер — определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно­балочной кон­струкции), поднятый на высокий цоколь, равный высоте первого этажа. Подобный прием идет от Палладио (итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения), а также трехчастные окна ризалитов (часть здания, выступа­ющая за основную линию фасада) на заднем фасаде средней части и большие окна в центре фасадов, разделенные двумя вертикальными перемычками. Южный фасад, усложненный ризалитами, имеет более камерный облик. Здесь использован довольно редкий прием колоннады — галереи с балконом­террасой наверху. Внутри дома сохранилось анфиладное построение, лестница, ведущая на второй этаж, с перилами и точеными балясинами, филенчатые двери и кафельные печи. Вокруг дома был обширный пейзажный парк. Усадьба Горка связана с имением мест­ных дворян Кудрявых и Гальских, игравших заметную роль в жизни уезда. Последний владелец усадьбы, Николай Львович Гальской, дважды избирался предводителем уездного дворянства, был известен как земский деятель и передовой хозяйственник. Усадьба была передана музейному объединению в 1991 г. — до этого в барском доме и некоторых других строениях находились коммунальные квартиры. В настоящее время близка к завершению реставрация барского дома.

Дом И.А.Милютина.

Дом череповецкого город­ского головы И. А. Милютина является характерным образцом особняка нового типа и ярким свидетельством промышленного и культурного подъема последней четверти XIX — начала XX века. Он расположен на высоком живописном берегу Шексны западнее Воскресенского собора. Был задуман хозяином в некотором роде как парадный, оборудован и обставлен в соответствии с лучшими образцами столичных интерьеров. Убранство дома и пышный прием должны были показать благосостояние небольшого провинциального городка, привлечь внимание к нему высочайших особ. Начало строительства дома Ивана Милютина приходится на 1850­е гг. На первом этапе, который можно отнести к 1857 — 1860 гг., дом состоял из двух капитальных корпусов сложной конфигурации, соединенных галереей­переходом по первому этажу. В 1870­е гг. галерея принимает более капитальный вид, появляется застекленная галерея на втором этаже, строится большая, частично застекленная галерея с балконом по второму этажу на южном фасаде, застраивается угол в северо­восточном крыле дома. В период с 1886 г. по 1890 г. Милютин снова делает перестройку. К западному крылу, где располагался парадный вход, пристраивается сложный флигель с мезонином, разбирается часть южной галереи с западной стороны, а чуть позднее достраивается часть первого этажа под застекленной галереей по восточному фасаду. Иван Милютин прожил здесь большую часть своей жизни — практиче­ски до самой смерти в 1907 г. Из дома на Соборной горке Иван Милютин отправился в последний путь. В этом доме родились и выросли его дети. Путеше­ствуя по Мариинской системе, останавливались в Череповце и бывали в этом доме великие князья. Музей «Дом И.А.Милю­тина» открыт 4 ноября 2006 г.

Усадьба Игоря Северянина во Владимировке.

Усадьба Лотаревых расположена около деревни Владимировка, в 40 километрах от Череповца и в одном километре от шоссе Вологда — Новая Ладога. Усадьба, построенная в 1899 г., принадлежала дяде поэта Михаилу Петровичу Лотареву. Игорь часто приезжал сюда в бытность свою воспитанником Череповецкого реального училища. Здесь он пережил первую любовь — к старшей дочери дяди, Елизавете. У милого сердцу северного уголка он взял себе поэтическое имя — Северянин. В 1918 г. усадьба национализирована. С 1924 г. до 1996 г., когда здание было передано музейному объединению, в нем размещался санаторий. Сегодня это единственный сохранившийся в России мемориальный комплекс, связанный с именем поэта. В 2009 г. исполняется 110 лет усадьбе Владимировка. Вокруг усадьбы располагается парк площадью около 2 гектаров (длина 100 м, ширина 95 м), который может претендовать на статус памятника садово­паркового искусства начала XX в.



[13]

«Ивана Грозного я называл просто Сашей»
№84(22494)
15.05.2009

Источник: Газета «Речь»