По новым меркам
будет ежегодно вымеряться уровень национальной безопасности России
В среду президент РФ Дмитрий Медведев подписал «Стратегию национальной безопасности РФ» до 2020 года. В этом документе отражены основные угрозы в сфере обороны, экономики, внешней и внутренней политики и определены методы противодействия им. Кроме того, в стратегии четко сформулированы национальные интересы России. Президентским указом отменена прежняя концепция, которая была принята в конце 1997 года и несколько модернизирована в начале 2000 года. Кроме того, руководителю Совета безопасности предписано ежегодно отчитываться перед президентом о состоянии национальной безопасности.
Прежде всего новый концептуальный документ утверждает, что Россия преодолела последствия системного кризиса, связанного с распадом СССР, ликвидировала угрозу сепаратизма и начала восстанавливать свое влияние на международной арене. Авторы отмечают, что в условиях глобализации доминирование структур НАТО в евроатлантическом регионе несет угрозу международной безопасности, и полагают, что в долгосрочной перспективе мировую политику будет определять борьба за энергоресурсы, в том числе в таких регионах, как Ближний Восток, Арктика, бассейн Каспийского моря и Центральная Азия. В этой связи подчеркивается опасность военного решения конфликтов и нарушения сложившегося баланса сил у границ России и ее союзников.
Также в документе указывается на риски, связанные с увеличением количества стран, обладающих ядерным оружием, и размещением американской ПРО в Европе. Вместе с тем в стратегии признается, что последствия мировых экономических кризисов теперь сравнимы «с масштабным применением военной силы». В области внешней политики Россия будет придерживаться принципов прагматизма с целью исключить «затратную конфронтацию», в том числе и гонку вооружений. При этом Россия будет стараться поддерживать паритет со США в области стратегических наступательных вооружений с минимальными затратами.
Внешнеполитическим приоритетом названо сотрудничество со странами СНГ. В отношениях с НАТО «неприемлемыми» будут считаться продвижение военных структур альянса к российским границам и его попытки выполнять глобальные функции без учета сложившихся норм международного права. Что касается США и Евросоюза, то Россия заинтересована в равноправном партнерстве в тех областях, где имеются общие интересы, но основное внимание будет уделяться евразийскому пространству и выстраиванию многополярной архитектуры международных отношений.
Под непосредственной военной угрозой в документе подразумевается «политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере» с помощью высоких технологий. В числе угроз национальной безопасности также перечисляются деятельность спецслужб иностранных государств, терроризм, экстремизм и организованная преступность. В документе признается необходимость обустройства высокотехнологичной границы с Казахстаном, Украиной, Грузией и Азербайджаном, а также усиление эффективности охраны границы в Арктике, на Дальнем Востоке и на Каспии.
К угрозам национальной культуре авторы документа причислили «засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев», а также «попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории». В качестве противовеса этим угрозам предусматривается, например, развитие «самобытных культур» народов России и «формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернетресурсов».
С учетом складывающейся в мире ситуации стратегия определяет в качестве долгосрочных национальных интересов развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики и превращение России в мировую державу. Приоритетами для обеспечения национальной безопасности в документе названы «национальная оборона, государственная и общественная безопасность». Кроме того, по мнению авторов стратегии, укреплению национальной безопасности будут способствовать улучшение качества жизни граждан, экономический рост и укрепление роли государства в науке и гуманитарных областях, а также поддержание благоприятной экологической обстановки.
Для повышения качества жизни граждан в стратегии предлагается сократить социальное и имущественное расслоение и стабилизировать численность населения. Для этого предполагается активизировать борьбу с оргпреступностью, коррупцией и наркоманией. Кроме того, авторы документа особое значение придают «продовольственной безопасности» и обеспечению населения доступными лекарствами.
Достижение экономического роста в рамках стратегии видится следующим образом: чтобы войти в пятерку мировых лидеров по объему ВВП, надо развивать инновации, повышать производительность труда и осваивать новые источники ресурсов. При этом главным риском в этой области названо сохранение экспортносырьевой ориентации экономики и, как следствие, ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.
Также отмечается сохраняющаяся неравномерность в уровне развития различных регионов; риск возникновения дефицита энергетических ресурсов; необходимость формирования базовой инфраструктуры в Арктике, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Все эти задачи авторы документа предлагают решать с помощью усиления государственного регулирования экономики.
Для предотвращения технологического отставания предлагается увеличить в научной и образовательной сферах роль государства, которое будет определять приоритетные для национальной экономики направления. В области здравоохранения одной из основных целей названо увеличение продолжительности жизни, а угрозой этой цели — низкое качество медицинского обслуживания.
Определять состояние национальной безопасности будут по следующим параметрам: уровень безработицы (доля от экономически активного населения); децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного); уровень роста потребительских цен; уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники; уровень обеспеченности военными и инженернотехническими кадрами. Принципиальным отличием принятой стратегии от ее первоначального проекта, представленного в апреле, является описание роли спецслужб в деле обеспечения национальной безопасности. До того как президент отправил документ на доработку, в нем было прописано, что залогом безопасности должно стать «формирование высокопрофессионального сообщества спецслужб РФ». Из отредактированного варианта эта идея попросту исчезла — там говорится лишь о повышении эффективности их деятельности.
В прежнем стратегическом документе, который назывался «Концепция национальной безопасности», способы преодоления имеющихся проблем тоже были прописаны в общих словах и выражениях. При этом нельзя не отметить, что список основных угроз для России за прошедшее десятилетие почти не изменился. Вот, для примера, некоторые из рисков, перечисленных в концепции 1997 — 2000 годов: технологическое отставание, сокращение ВВП; сепаратизм, терроризм, отсутствие единого правового поля, рост преступности и коррупции; социальное расслоение общества, кризис системы здравоохранения и соцзащиты, алкоголизм, сокращение рождаемости; расширение НАТО, утрата российского влияния в мире, возникновение вооруженных конфликтов у границ России.
Как видно, если часть внутриполитических угроз удалось ликвидировать, то внешнеполитические вызовы остались прежними, и к ним добавились опасности, которые несут мировые экономические кризисы. Примечательно, что ни в прежнем, ни в новом документе не упоминаются средний класс и либеральные идеи — основы западной демократии, зато в стратегии до 2020 года развитие гражданского общества относится к сфере долгосрочных национальных интересов.
Кроме того, в новом документе не упоминается слово «бизнес», но говорится о совершенствовании государственночастного партнерства в гуманитарных областях. Также частников предполагается привлекать для развития инфраструктуры в отдаленных регионах. В прежнем же документе бизнес предлагалось привлечь для повышения конкурентоспособности национальной экономики и говорилось о поддержке государством частного предпринимательства в тех случаях, если оно способствует росту общественного благосостояния.
Западная пресса, проанализировав стратегию, сделала пока лишь один вывод. «В ближайшие 10 лет возможна война за нефтегазовые богатства Арктики, — сообщает The Times, цитируя документ. — Кремль уверяет, что не занимается милитаризацией Арктики, но эти предостережения наводят на мысль, что Москва готова при необходимости отстаивать свои интересы силой. Между тем США, Норвегия, Канада и Дания оспаривают притязания России на часть арктического шельфа величиной в Западную Европу, где, как считается, залегают миллиарды тонн нефти и газа. В более раннем документе, распространенном Кремлем, Арктика объявлялась стратегическим ресурсом России и предлагалось создать вдоль северной границы РФ военные базы». «В «Стратегии национальной безопасности РФ» упомянуты два очага трений изза энергоносителей — Баренцево море и Центральная Азия, — отмечает The Wall Street Journal. — Каспийское море — главная надежда ЕС на прекращение зависимости от российского газа. Ведь страны Прикаспийского бассейна ведут между собой напряженные переговоры о разделе дна этого моря и его полезных ископаемых».
Сергей Бегляк
№84(22494)
15.05.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →