«Работа монтировщика позволила прикоснуться к таинству»
Федор Гукасян впервые вышел на театральные подмостки в «роли» рабочего сцены
«Речь» продолжает проект «Моя первая работа», в котором известные, состоявшиеся череповчане рассказывают о первых трудовых опытах. Актер и режиссер череповецкого Камерного театра Федор Гукасян способен, бросив взгляд на декорацию, оценить не только ее эстетическую ценность и уместность в той или иной сцене, но и ее приблизительный вес. А еще он куда лучше, чем коллеги, разбирается в том, через правую или левую кулису лучше всего уносить в антракте бутафорское дерево или диван и впрягать ли в них двоих рабочих или один справится. Ведь до того, как поступить в театральный вуз, Федор Гукасян два года трудился в Бакинском театре рабочим сцены, о каковой профессии вспоминает не только без стыда, но даже с благодарностью. Ведь именно в рукавицах и спецовке он впервые вышел на сцену одного из лучших театров страны.
«Сразу после окончания школы я устроился рабочим сцены, монтировщиком. Это было в городе Баку, — рассказывает Федор Гукасян. — В то время я еще нигде по профессии не учился, но очень хотел стать актером. Жизни не представлял себе без этой профессии. Родители хотели, чтобы я занялся настоящим делом и поступил бы в «нормальный» институт, а я все в театральный рвался. Считал, что поступление туда — процесс длительный, с наскока его не возьмешь. Полагал, что надо сначала понабраться опыта, посмотреть вблизи на других актеров. В школе я, конечно, занимался самодеятельностью, и довольно активно, но этого было мало. Главная моя работа была — устанавливать декорации на сцене. Вспоминаю, что было довольно тяжело: когда пришел в театр, был обыкновенным пареньком; но за два года окреп — ведь мне такие бандуры приходилось таскать, что мама не горюй. Сейчас таких декораций не делают. Раньше они были основательнее и правдоподобнее, а следовательно, и тяжелее».
Декорация — она как штанга, которую крепышдилетант не всегда поднимет, а знающий хлюпик может и осилить. Потому что любая тяжесть требует правильного подхода и особого захвата. Эти качества наряду с упомянутой «окреплостью» не раз помогали Федору Гукасяну и в актерской профессии. В спектакле «Смех лангусты», который считают лучшим спектаклем Камерного театра, мужская часть дуэта Гукасян — Макарова не пускает на сцену монтировщика, а в нужный момент самостоятельно ставит огромное металлическое колесо, обшитое деревом, «на попа». Подавляющее большинство живущих на Земле людей не смогут этакую «бандуру» оторвать от пола.
За исполнение обязанностей театрального грузчика юноша получал зарплату величиной в девяносто рублей. Деньги не сумасшедшие, но жить можно. Впрочем, пользу от пребывания в Бакинском театре Федор Гукасян никогда не оценивал рублями. «Работа монтировщика позволила прикоснуться к чемуто такому, что для меня было свято, — рассказывает он. — Приобщиться к таинству хотя бы изза кулис. Плюс ко всему, было у кого поучиться будущей профессии — в Бакинском театре работали гениальные актеры. В то время вообще на периферии замечательные мастера попадались. В конце концов мне удалось довольно близко познакомиться с некоторыми актерами, и они меня учили в свободное время, показывали какието приемы, которые мне очень помогли в будущем».
После двух лет работы в театре мечту поступить в театральное училище еще на три года отодвинула служба в армии. Служить довелось во флоте. За пару месяцев до демобилизации с разрешения начальства Федор Гукасян явился на экзамены ленинградского театрального вуза в морской форме, чем поразил комиссию.
«В школьные годы я не подрабатывал — карманных денег, которые давали родители, хватало на кино и другие ребячьи развлечения, — признается актер. — Если родители могут прокормить своего ребенка, это здорово, но, к сожалению, так бывает не всегда. Если подросток идет работать, это нормально. Я считаю, что любой труд на пользу. Главное, чтобы это не мешало учиться и развиваться. Без труда ничего не бывает, особенно в творческих профессиях. Ктото может сесть за стол и, не отрывая пера от бумаги, написать гениальное стихотворение или роман. А Флобер иногда по две недели одну строчку писал. И ничего — отличные произведения получились».
Сергей Виноградов
№83(22493)
14.05.2009
Цены на проезд в общественном транспорте Вологды вырастут уже 25 декабря
А вот стоимость проездных администрация города подняла с 1 декабря →
Дистанционные мошенники обирают вологжан в среднем на 2 миллиона рублей каждый день
За первые пятнадцать дней наступившего года пострадали уже 59 наших земляков →