Мусорная свалка на воде
Как предупредить выбросы нефтепродуктов и мусора в череповецкой акватории?
Эту остро вставшую проблему обсуждали вчера на совещании в управлении охраны окружающей среды под председательством его начальника Игоря Сараева. В совещании приняли участие приехавший из Вологды Андрей Дмитриевский, руководитель управления Росприроднадзора по Вологодской области, Светлана Павленко, череповецкий межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, и другие.
Еще в прошлом году мэр Олег Кувшинников заявил, что мы не позволим проходящим транзитом судам загрязнять акваторию Шексны и Рыбинского водохранилища. Целью вчерашнего совещания была выработка конкретных шагов на пути решения проблемы. Справиться с ней непросто. И главная причина загрязнения акватории — безнаказанность. Механизм привлечения к ответственности, выработанный на законодательном уровне, есть, но он дает сбои, поскольку слишком много неучтенных тонкостей.
К примеру, на водной поверхности в Череповецком районе обнаружено нефтяное пятно. Череповецкие службы МЧС и спасатели должны незамедлительно выехать на место происшествия. Но вправе потратить казенные деньги (даже на ликвидацию последствий стихийного бедствия) только в рамках договора с районом. Иначе траты будут расценены как нецелевое расходование городских средств.
— Мы послали договор в адрес администрации Череповецкого района, но получили отказ, — говорит Михаил Зуев, директор МУ «Центр по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».
Сейчас ситуация разруливается, но это не единственная проблема. Очень трудно поймать нарушителя за руку. Подозревают в несанкционированных сбросах мусора в меньшей степени пассажирские суда (там контроль жестче), в большей — транзитные грузовые. Капитан проходящего мимо города судна не станет загаживать акваторию средь бела дня, на виду у всех. Как правило, подобного рода экологические преступления совершаются под покровом ночи, тайком. Уличить капитана в таком преступлении крайне трудно. Ну как докажешь, что пятно, приплывшее из района в город, именно от этого теплохода, а не от десятка других, которые уже прошли по данному пути. Как доказать, что выброшенные за борт мешки с бытовым мусором принадлежат именно этому судну, а не другому? (Зачем платить в официальных пунктах приема, когда выбросил — и концы в воду.)
— Распотрошить мешки и по косвенным признакам определить владельца, — бросил ктото из присутствующих реплику и тут же добавил: — А где ловить такой пароход: на рейде, в порту?
Тоже вопрос не праздный. Допустим, подозреваемое судно остановил «череповецкий патруль» (из представителей пароходной инспекции, милиции, других экологических и надзорных служб). Подозрения не подтвердились. Кто будет покрывать убытки? И таких нюансов очень много.
— На сегодня нет конкретного механизма, который обеспечивал бы взаимодействие всех водных, природоохранных, надзорных структур, — говорит Михаил Кирпичев, зам. начальника Череповецкого района водных путей и судоходства по развитию производства. — Проблема сброса существует, но нет конкретики.
Как подчеркнул уже после совещания Андрей Дмитриевский, главное сегодня — отрегулировать взаимодействие всех структур, областных и городских. А Игорь Сараев условно разделил проблему на две части: отработка взаимодействия структур в условиях чрезвычайной ситуации и плановая работа. Последнее как раз и касается корректировки нормативных актов, чтобы череповецкие экологи могли жестко действовать в рамках закона.
Татьяна Ковачева
№82(22492)
13.05.2009
Цены на проезд в общественном транспорте Вологды вырастут уже 25 декабря
А вот стоимость проездных администрация города подняла с 1 декабря →
Дистанционные мошенники обирают вологжан в среднем на 2 миллиона рублей каждый день
За первые пятнадцать дней наступившего года пострадали уже 59 наших земляков →