8 мая 2009 года. 10:08

Артист погорелого театра

Михаил Саакашвили опять поставил антироссийский спектакль, в который мало кто поверил
Власти Грузии 5 мая объявили о разоблачении заговора бывших и действующих военных, которые, по данным МВД, планировали поднять мятеж, расправиться с президентом и другими высшими руководителями страны, а затем при помощи России захватить власть и сменить режим. Но путч еще до его начала провалился, и в стране начались аресты.

Официальный представитель министерства внутренних дел Грузии Шота Утиашвили рассказал о разоблачении заговора, основываясь лишь на одном источнике — видеозаписи разговора бывшего командира отряда спецназа «Дельта» Гии Гваладзе. На записи, сделанной скрытой камерой неизвестно где и при каких обстоятельствах, Гваладзе, говоря с неизвестным собеседником, называет фамилии всех руководителей мятежа, подробно описывает роль России в его осуществлении и прямым текстом сообщает, кого планируется убить, что взорвать, а где — награбить миллионы. Суть выступления заговорщика такая: в мятеже участвуют части, дислоцированные в городах Мухровани и Гори. Они должны начать выступление на Тбилиси, после чего к ним присоединятся пять тысяч российских военнослужащих, ожидающих сигнала в Южной Осетии. Вместе они должны войти в Тбилиси, чтобы поймать и уничтожить высшее руководство страны.

Прикрытие операции, согласно стенограмме речи Гваладзе, должны обеспечить семь генералов, чьи имена он тут же перечисляет. Но на этом он не остановился. Обращаясь к неизвестному собеседнику, Гваладзе продолжил раскрывать планы заговорщиков: они должны устроить в Тбилиси погром, а именно взорвать, «чтобы полностью уничтожить», здание телекомпании «Рустави­2» и железнодорожный вокзал. Кроме того, планировался захват ключевых объектов города — мостов, аэропорта, парламента, президентской канцелярии, силовых министерств и прокуратуры. Причем последние из списка он предложил ограбить: «…даже с закрытыми глазами поведу туда, где сейчас лежат от 8 до 10 миллионов евро…» На видеозаписи заговорщик успел кратко изложить и свою внешнеполитическую доктрину: «Тут главное, что мы отказываемся от этого (далее непечатное слово, очевидно, имеется в виду Михаил Саакашвили) и Америки, граница с Турцией перекрывается, как было во времена коммунистов. Грузия присоединяется к СНГ, Россия всячески уже поднялась». За работу мятежники должны были получить гонорар — по 50 тысяч долларов на брата. «Они (россияне) несут пока 2 — 3 миллиона долларов, они дадут нам деньги», — алчно произносит злодей. Надо отдать должное Гваладзе: за пару минут он сдал все руководство мятежников, детально описал, кто и что будет делать, рассказал, какие воинские части будут участвовать в путче, назвал источники и суммы финансирования, сознался в покушении на грабеж в особо крупных размерах и убийство ряда высокопоставленных чиновников. Кроме того, он сказал, что все это организовано Россией, и признался в намерении продать ей маленькую, но гордую Родину. Худшей программы для Грузии придумать трудно. Пока обыватель, ошеломленный глубиной падения Гваладзе и его сообщников, негодовал, МВД Грузии ковало железо по горячим следам: «Граждане, не беспокойтесь, подлец уже арестован, с ним работают следователи».

В то время, когда Утиашвили разоблачал преступный сговор, министр обороны Грузии Давид Сихарулидзе рассказал журналистам о поднятом в Грузии мятеже. По его словам, взбунтовался танковый батальон, дислоцированный в Мухровани; еще утром командир подразделения отказался выполнять приказы начальства. Это объявление, конечно, наделало шуму: одно дело — какие­то заговорщики, у которых дело дальше разговоров не пошло, а тут — целый танковый батальон (30 танковых расчетов). К тому же сразу вспомнили, что на базе в Мухровани есть еще и подразделение армейского спецназа. Драматизма ситуации добавили БТРы, танки и вертолеты, направившиеся в Мухровани. Колонны бронетехники показывали большинство телеканалов страны, а для тех, кто телевизора не смотрит, вертолеты немного покружили над Тбилиси, а часть БТРов проехала по улицам столицы. А что же мятежники? А ничего. Никаких требований они не выдвинули, города брать не стали, сидели себе в казармах — и все. Командир взбунтовавшегося батальона Мамука Горгишвили, еще до разоблачений Утиашвили и сообщения о том, что он — мятежник, заявил, что его подразделение не намерено вмешиваться во внутреннюю политику, будет оставаться в месте дислокации и лишь просит оппозицию и власти вступить в диалог, как призывает патриарх­католикос Илия II. После этого слова Горгишвили никто не давал. Тем временем в расположение его батальона на переговоры прибыли министр внутренних дел Вано Мерабишвили и начальник сухопутных войск Минобороны Шмаги Телия. Верные властям войска окружили базу.

Затем к переговорщикам присоединился президент страны Михаил Саакашвили. Причем когда он вроде как вел переговоры в Мухровани, телевидение показало его обращение к народу, где он призвал людей к спокойствию и помянул недобрым словом Россию.

Переговоры шли несколько часов, после чего мятежники сложили оружие. Горгишвили и командиры рот его батальона были арестованы, а военнослужащие разоружены и после нравоучительной беседы с Саакашвили (президент, выглядевший взъерошенным, нескольким из них пожал руки) посажены в автобусы и отправлены на допросы.

Многие в Грузии и за ее пределами так и не поняли, что же на самом деле произошло. Первыми о том, что вся эта история попахивает бредом, заговорили отставные генералы, которых Гваладзе назвал в числе «крышующих» мятеж. Так, один из них, услышав свою фамилию из уст заговорщика, сказал, что «Грузия сегодня находится в руках больных людей, которые сами пишут сценарий, сами играют, затем снимают фильм и показывают обществу для устрашения». По его словам, он вообще никакого отношения к мухрованской базе не имел, а о происходящем в стране, как и большинство людей, узнал из СМИ. С аналогичными заявлениями выступили и остальные люди из списка Гваладзе. Суть их высказываний сводилась к тому, что Гваладзе — это вообще непонятно кто, человек им не известный, а все происходящее — какой­то сюрреализм. Генералов можно заподозрить в пристрастности: они — первые подозреваемые. Но их поддержала и оппозиция, которую трудно заподозрить в симпатиях к пророссийским мятежникам. Оппозиционеры назвали произошедшее спектаклем, инсценировкой, чем угодно, но только не мятежом. Были озвучены подозрения, что эту историю сочинили и разыграли сторонники президента, испугавшиеся новой волны протестов его противников.

История грузинского мятежа изобилует проявлениями клинического идиотизма: заговорщик, прямым текстом в двухминутной речи сдающий все и вся; мятежник, сидящий на танках в части и рассуждающий о пацифизме; президент, идущий на переговоры в лапы к этому мятежнику; организаторы путча, дающие интервью у собственного дома, и так далее. В еще более глупое положение попал МИД Грузии: после того как на основании «пророссийской» записи откровений Гваладзе президент обвинил Россию в причастности к мятежу, стягивании войск и флота к границам страны, грузинским дипломатам пришлось объяснять, что Москву никто ни в чем не винит. То есть Гваладзе, говоря о помощи Москвы, вроде как врал. Едва ли он, говоря в целом правду, стал бы врать лишь о российском участии в бунте. Проще говоря, если заговорщик — обманщик с манией величия, то весь мятеж — это какая­то ерунда, буря в стакане воды. Надо отправить его на лечение в специализированное учреждение, освободить арестованных и объяснить произошедшее населению страны.

«Над Саакашвили нависла новая угроза, — утверждает The Financial Times, комментируя мятеж бронетанкового батальона в Грузии. — Эта драма лишний раз напоминает, что борьба за власть и влияние в Грузии может рассорить Россию с НАТО, а также заставляет усомниться в надеждах европейцев, что этот регион станет стабильным коридором для поставок энергоносителей». «Доверие к Саакашвили было безвозвратно подорвано катастрофической августовской войной с Россией», — пишет The Financial Times. Как полагает издание, ситуация в Грузии мешает администрации президента США Барака Обамы налаживать отношения с Москвой. Грузинская армия воюет сама с собой прямо на глазах войск России и НАТО, отмечает The Times. «Русские идут» — эту фразу еще девять месяцев назад грузины произносили со страхом, пишет La Stampa. Но вот теперь, судя по тайно сделанной видеозаписи, генерал Гия Гваладзе, кажется, произносит ее с надеждой. Как сообщает The Independent, заговорщиков обвиняют в намерении сорвать учения НАТО и, возможно, свергнуть правительство. В Москве причастность к инциденту отрицают, а лидеры грузинской оппозиции называют его «мистификацией», призванной отвлечь внимание от недовольства правительством Саакашвили. Реакция США была сдержанной: пресс­секретарь Пентагона назвал случившееся «изолированным инцидентом». Правительство Грузии уже не раз делало заявления, от которых впоследствии отказывалось, напоминает издание. Пресс­секретарь МВД Грузии подтвердил The Independent: «прямых свидетельств» вмешательства нет. Как отмечает немецкая газета Die Welt, Нино Бурджанадзе, некогда соратник президента Саакашвили, а ныне представитель оппозиции, не верит в российский след. Она также не верит в подлинность видеоматериалов, которые были предложены общественности в качестве доказательств причастности Москвы к запланированному военному перевороту.

Сергей Бегляк
№80(22490)
08.05.2009

Источник: Газета «Речь»