13 апреля 2009 года. 08:23

Гипермаркеты придут с опозданием

Срок сдачи крупного торгово­развлекательного комплекса «Июнь» в Зашекснинском районе перенесен на третий квартал 2009 года. Об этом сообщает пресс­служба ОАО «Регионы­Девелопмент» — столичной компании, ведущей строительство объекта. Ранее предполагалось, что «Июнь» будет запущен уже в июле, теперь крайним сроком называется октябрь этого года.
Торгово­развлекательный центр в Череповце общей площадью 46 тыс. кв. метров будет располагаться на пересечении Шекснинского проспекта и ул. Годовикова. Концепция центра, по информации пресс­службы компании, разработана исходя из мысли о том, что Череповец испытывает острую потребность в качественных услугах сферы торговли и развлечений. Комплекс «Июнь» рассчитан на удовлетворение основных потребностей жителей города в шопинге и отдыхе. Предполагается, что внутри здания разместятся продуктовый гипермаркет, гипермаркеты электроники и детских товаров, а также торговая галерея — магазины одежды, обуви, косметики и парфюмерии будут расположены на коммерческой площади в 30 тыс. кв. метров. В торгово­развлекательном центре уже завершены фасадные работы и монтаж кровли. Строители приступают к отделке интерьеров. В том, что «Июнь», несмотря на незначительный перенос сроков, будет сдан в этом году, уже вряд ли можно сомневаться.

Судьба еще двух проектов аналогичного масштаба, которые на момент наступления кризиса не прошли «точку невозврата», более проблематична. Строительство крупного торгово­развлекательного центра «360», который планировалось возвести рядом с перекрестком Октябрьского пр. и ул. Раахе, скорее всего, уже не заморожено, а отменено. Трехэтажный комплекс общей площадью более 41 тыс. кв. метров инвестор — компания «Гранд Лэнд» планировала сдать к первому кварталу 2009 года, но на месте ТРК до сих пор пустырь и никаких намеков на строительные работы. Примерно такая же ситуация и с третьим крупным ТРК под названием «Планета», для которого предназначена территория рядом с Ледовым дворцом. Комплекс планирует построить столичная компания «Росевродевелопмент».

— Комплекс строится в первую очередь для крупных сетевых компаний (это продуктовые гипермаркеты, детские товары и так далее), а они пока не определились, как действовать в новых условиях, — рассказывает директор компании «Росевродевелопмент — Череповец» Евгений Ширяев. — Все наши предварительные договоренности на сегодня, так сказать, ушли, и мы ждем, когда сетевики выразят желание развиваться дальше. Пока такого желания у них нет, проекты развития приостановлены. Сетевики сейчас пытаются понять, когда можно начинать работать на перспективу. Конечно, девелопер может найти деньги и построить торгово­развлекательный комплекс, но зачем строить ради того, чтобы строить? Он же будет пустовать.

Как показывает практика, уже существующие в Череповце торгово­развлекательные центры гораздо меньших размеров по сравнению с названными выше проектами сейчас тоже столкнулись с невозможностью заполнить площади полностью. По разным оценкам, в городе пустуют от 10 до 30 % торгово­офисных площадей. Не помогает в «заполняемости» даже снижение цен. Как отмечают риелторы, в среднем снижение цен на подобные площади (речь идет как об аренде, так и о продаже) по сравнению с докризисным периодом составило 10 — 20 % в зависимости от типа помещения, района его расположения и других факторов.

Так, если еще в октябре стоимость аренды одного квадратного метра офисной площади в центре Череповца составляла в среднем 1000 — 1200 рублей, то сегодня эти же площади сдаются по цене в 700 — 800 рублей за квадратный метр ежемесячно. Покупка в собственность одного квадратного метра офисного помещения в центральной части в докризисный период могла обойтись примерно в 80 тыс. рублей, сегодня — уже меньше чем в 60 тыс. рублей.

— Значительно увеличилось предложение на этом рынке, что и обусловило падение цен, — констатирует директор агентства недвижимости «Перспектива» Алексей Цветков. — Идет своеобразная оптимизация: фирмы либо переезжают в более дешевые офисы той же площади, либо выбирают себе офисы поменьше. Некоторые сдают освободившиеся площади в субаренду, при этом фирма остается на том же месте, но уже занимает меньше пространства. Теперь люди готовы предоставлять скидки, торговаться, хотя раньше устанавливали фиксированную цену и от нее не отходили. Однако и на предложения со скидками покупателя стало найти очень тяжело. Это нормальный процесс, учитывая, что в 2007 году, например, этот рынок рос как на дрожжах, и к моменту наступления кризиса существовал даже переизбыток офисной недвижимости в городе.

Проиграли в сложившейся ситуации те, кто покупал площади про запас под расширение бизнеса или с инвестиционной целью, чтобы затем перепродать их дороже. Сейчас владельцы таких площадей находятся в сложной ситуации и вынуждены снижать стоимость аренды или продавать помещения по цене меньше той, что была на момент покупки.

Андрей Ненастьев
№63(22473)
13.04.2009

Источник: Газета «Речь»