Гипермаркеты придут с опозданием
Срок сдачи крупного торговоразвлекательного комплекса «Июнь» в Зашекснинском районе перенесен на третий квартал 2009 года. Об этом сообщает прессслужба ОАО «РегионыДевелопмент» — столичной компании, ведущей строительство объекта. Ранее предполагалось, что «Июнь» будет запущен уже в июле, теперь крайним сроком называется октябрь этого года.
Торговоразвлекательный центр в Череповце общей площадью 46 тыс. кв. метров будет располагаться на пересечении Шекснинского проспекта и ул. Годовикова. Концепция центра, по информации прессслужбы компании, разработана исходя из мысли о том, что Череповец испытывает острую потребность в качественных услугах сферы торговли и развлечений. Комплекс «Июнь» рассчитан на удовлетворение основных потребностей жителей города в шопинге и отдыхе. Предполагается, что внутри здания разместятся продуктовый гипермаркет, гипермаркеты электроники и детских товаров, а также торговая галерея — магазины одежды, обуви, косметики и парфюмерии будут расположены на коммерческой площади в 30 тыс. кв. метров. В торговоразвлекательном центре уже завершены фасадные работы и монтаж кровли. Строители приступают к отделке интерьеров. В том, что «Июнь», несмотря на незначительный перенос сроков, будет сдан в этом году, уже вряд ли можно сомневаться.
Судьба еще двух проектов аналогичного масштаба, которые на момент наступления кризиса не прошли «точку невозврата», более проблематична. Строительство крупного торговоразвлекательного центра «360», который планировалось возвести рядом с перекрестком Октябрьского пр. и ул. Раахе, скорее всего, уже не заморожено, а отменено. Трехэтажный комплекс общей площадью более 41 тыс. кв. метров инвестор — компания «Гранд Лэнд» планировала сдать к первому кварталу 2009 года, но на месте ТРК до сих пор пустырь и никаких намеков на строительные работы. Примерно такая же ситуация и с третьим крупным ТРК под названием «Планета», для которого предназначена территория рядом с Ледовым дворцом. Комплекс планирует построить столичная компания «Росевродевелопмент».
— Комплекс строится в первую очередь для крупных сетевых компаний (это продуктовые гипермаркеты, детские товары и так далее), а они пока не определились, как действовать в новых условиях, — рассказывает директор компании «Росевродевелопмент — Череповец» Евгений Ширяев. — Все наши предварительные договоренности на сегодня, так сказать, ушли, и мы ждем, когда сетевики выразят желание развиваться дальше. Пока такого желания у них нет, проекты развития приостановлены. Сетевики сейчас пытаются понять, когда можно начинать работать на перспективу. Конечно, девелопер может найти деньги и построить торговоразвлекательный комплекс, но зачем строить ради того, чтобы строить? Он же будет пустовать.
Как показывает практика, уже существующие в Череповце торговоразвлекательные центры гораздо меньших размеров по сравнению с названными выше проектами сейчас тоже столкнулись с невозможностью заполнить площади полностью. По разным оценкам, в городе пустуют от 10 до 30 % торговоофисных площадей. Не помогает в «заполняемости» даже снижение цен. Как отмечают риелторы, в среднем снижение цен на подобные площади (речь идет как об аренде, так и о продаже) по сравнению с докризисным периодом составило 10 — 20 % в зависимости от типа помещения, района его расположения и других факторов.
Так, если еще в октябре стоимость аренды одного квадратного метра офисной площади в центре Череповца составляла в среднем 1000 — 1200 рублей, то сегодня эти же площади сдаются по цене в 700 — 800 рублей за квадратный метр ежемесячно. Покупка в собственность одного квадратного метра офисного помещения в центральной части в докризисный период могла обойтись примерно в 80 тыс. рублей, сегодня — уже меньше чем в 60 тыс. рублей.
— Значительно увеличилось предложение на этом рынке, что и обусловило падение цен, — констатирует директор агентства недвижимости «Перспектива» Алексей Цветков. — Идет своеобразная оптимизация: фирмы либо переезжают в более дешевые офисы той же площади, либо выбирают себе офисы поменьше. Некоторые сдают освободившиеся площади в субаренду, при этом фирма остается на том же месте, но уже занимает меньше пространства. Теперь люди готовы предоставлять скидки, торговаться, хотя раньше устанавливали фиксированную цену и от нее не отходили. Однако и на предложения со скидками покупателя стало найти очень тяжело. Это нормальный процесс, учитывая, что в 2007 году, например, этот рынок рос как на дрожжах, и к моменту наступления кризиса существовал даже переизбыток офисной недвижимости в городе.
Проиграли в сложившейся ситуации те, кто покупал площади про запас под расширение бизнеса или с инвестиционной целью, чтобы затем перепродать их дороже. Сейчас владельцы таких площадей находятся в сложной ситуации и вынуждены снижать стоимость аренды или продавать помещения по цене меньше той, что была на момент покупки.
Андрей Ненастьев
№63(22473)
13.04.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →