«Собачий блюз»
Дебютная режиссерская работа Натальи Черной, актрисы Камерного театра, удалась на славу
«…Ночами мы ищем собачью дверцу. Она маленькаямаленькая, меньше даже самой хлебной крошки, но если ктото ее найдет, то она раскроется широкошироко, и мы все войдем туда, где много еды и у каждого будет свой Человек…» А вы знаете, о чем мечтает собака, оставшаяся без хозяина? Режиссер спектакля Наталья Черная прочитала об этом в книге Константина Сергиенко и решила рассказать череповецким зрителям.
Знатоки собачьей психологии говорят, что любой пес очень легко принимает на себя вину за происходящее — даже когда люди в семье громко ругаются, собака думает, что изза нее. Эту особенность хорошо знает Галина Гордиенко, написавшая сценарий спектакля «Собачий блюз» — во всех монологах, звучащих со сцены, псы оправдывают покинувших их хозяев. «Мой хозяин хороший, это я плохой!» — говорит щенок Малыш, выброшенный из дома. Ему вторят практически все героисобаки, мечтающие о новом доме и жалеющие о старом.
Сюжет незамысловат: своего рода пьеса «На дне» в собачьем варианте. Место действия — овраг, ставший домом для нескольких бродячих собак; раньше здесь была деревня, но ее снесли, и люди разъехались по новым домам. Брать с собой верных псов многие не захотели — не нужна собака в городской квартире. Вот и остались бедолаги жить в овраге, мечтая, что хозяева когданибудь вернуться за ними. В показанной собачьей жизни существует своя система ценностей, которой мы можем у них поучиться: например, люди делятся ими на Человеков и Двуногих. Звание Человека Двуногому надо еще заслужить, заслужить истинно человечными, мудрыми, искренними поступками. Нет такого разделения только у главаря овражной стаи, у Черного — слишком уж жестоко обошелся с ним прежний хозяин:
— Я долго бежал за машиной, радостный оттого, что не занимаю в ней места и не создаю проблем своему Человеку… Я бежал и бежал, и успевал, но сначала мой Человек остановил машину первый раз. Он долго кричал на меня, а я не мог понять, почему он кричит, — я же не мешаю ему… Потом он остановился второй раз. Мой Человек вышел из машины, и, когда я, усталый, рухнул у его ног… он… он взял железный прут и перебил мне задние лапы.
С этого самого момента для Черного Человеков больше не существует — только Двуногие.
Все остальные обитатели еще сохраняют веру в людей: у инфантильной Таксы до сих пор от хозяина остался шарфик, который она бережно носит с собой; у артистичной Крохи никогда не было хозяина, но она мечтает о нем, так же, как и ее возлюбленный Головастый, прочитавший все книги в овраге и поэтому страшно умный…
Действие разворачивается с того момента, когда в овраг случайно забредает щенок Малыш. Там он встречается со вторым главным героем спектакля — псом Гордым, который берет Малыша под опеку. Гордый молод, бесшабашен, но вместе с тем верен друзьям и собственным идеалам — чтобы оставить бесполезного Малыша в стае, ему приходится не на шутку схлестнуться с Черным. Еще раз проявляет Гордый свой характер тогда, когда за ним на свалку приезжает его новый хозяин.
— Милый друг, видишь, я приехал за тобой! У меня новая квартира, и теперь я могу тебя взять! Там все уже готово — и коврик, и миски… Помнишь, я же обещал! — говорит первый настоящий Человек в пьесе, подружившийся с Гордым во время своих вечерних прогулок.
И тут пес вместо того, чтобы с веселым лаем помчаться за хозяином и забыть овраг, подталкивает к человеку Малыша.
— Ты хочешь… Ты хочешь, чтобы я взял его? Но я не могу взять двух собак… Ты это понимаешь, да? Ты специально так делаешь? — спрашивает Человек.
Спектакль Натальи Черной во многом оригинален. Вопервых, впервые в таких крупных ролях были задействованы ребята из студии Камерного театра. Очень ярко сыграны главные роли — Гордого (Матвей Пирушкин, которого до этого можно было увидеть в роли Кая в «Снежной королеве», а также в эпизодических ролях на сцене Камерного) и, конечно же, Малыша (Егор Голубев, самый юный участник спектакля). Были задействованы и профессионалы Камерного — Николай Филатов (кот Ямамото), Анатолий Чадов (Хромой), Любовь Макарова (Такса) и Майя Еленникова (Кроха). По словам режиссера Натальи Черной, сначала пытались поставить пьесу только со студийцами, но потом пришли к выводу, что смешанный состав будет более удачным.
Второй интересный аспект — наверное, «Собачий блюз» стал редким для театра случаем, когда актерам, изображающим собак, не привесили хвостов, ушей и прочих «животных» атрибутов. Костюмы получились очень веселые, разные, и каждый соответствовал своему персонажу — в целом компания брошенных псов больше напоминала нищий бродячий цирк. Но фантазии такие «неадаптированные» наряды не помешали: через полчаса спектакля забываешь о том, что перед тобой — обычные люди, настолько хорошо играют актеры.
«Собачий блюз» стал не только дебютной работой Натальи Черной — на сцене Камерного происходила защита диплома. Студентка СанктПетербургского института культуры и искусств Черная покидать родной город не собирается.
— Я себя и свое будущее связываю именно с этой сценой, — говорит Наталья. — Это моя площадка.
Идея поставить спектакль по мотивам повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг!» пришла к Наталье давно, несколько лет назад:
— Тогда я работала в детском экологическом театре «Зеленая волна». Повесть мне попалась в нашей библиотеке, где она была в единственном экземпляре — я ее зачитала до дыр и решила, что обязательно сделаю из «Оврага» постановку. Но тут были некоторые трудности — перенести повесть на сцену сложно, и поэтому мне очень помогла встреча с Галиной Гордиенко, которая написала по мотивам повести очень талантливый сценарий. Фигуру Малыша мы ввели самостоятельно, у Сергиенко такого персонажа не было — за счет этого пьеса стала более живой, эмоциональной. Понастоящему работать над спектаклем начали только в январе, но, помоему, все получилось!
По словам Натальи, главным ее желанием было, чтобы люди уходили из зала театра со светлыми чувствами:
— Надо верить в чудеса, и я в них верю!
Желание Черной сбылось — зрители, среди которых было очень много ребятишек (спектакль был заявлен как детский, хотя, по сути, он ближе к подростковому), соблюдали тишину в зале даже во время длинных негромких монологов. Собачьибеды растрогали всех: и взрослые, и дети выходили из зала со слезами на глазах и, наверное, с чувством уверенности в том, что надо стараться быть Человеком, а не Двуногим. «Нельзя собаке без человека, нельзя человеку без собаки» — так звучит магическая формула взаимозависимости, произнесенная единственным настоящим Человеком в пьесе.
Елена Срапян
№49(22459)
24.03.2009
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →