18 марта 2009 года. 08:23

Еда без баловства

В Череповце открываются небольшие магазины, в которых выбор меньше, но и цены ниже
Чуть более чем за два месяца платежеспособность горожан претерпела такие изменения, что размер «среднего кассового чека» (речь идет о продуктах питания) снизился примерно на 35 %. Тенденция к похудению чеков отмечается и в столице. Но в то время как там продуктовые магазины закрываются, в Череповце — открываются, причем темпами, существенно опережающими прошлогодние.

Похудение кассового чека

Понятием «средний кассовый чек» специалисты начали оперировать с сентября прошлого года, когда была впервые подсчитана средняя цена одной покупки череповчан. Поначалу «средний чек» выводился ежемесячно, а с января — еженедельно. Это делает управление городской экономики и торговли путем обобщения и анализа сведений, предоставляемых торговыми предприятиями.

— У каждого предприятия имеется отчетность, которая включает в том числе количество покупок, произведенных за день, и дневной оборот, — объясняет начальник управления городской экономики и торговли Елена Авдеева. — Если соотнести то и другое, получается средняя сумма, которую человек тратит за одно посещение магазина.

С начала этого года размер «среднего чека» существенно снизился — с 222 рублей (по данным на 1 января) до 147 рублей (на 10 марта). Причиной тому, конечно, снижение платежеспособности горожан. А следствие — уменьшение торговой прибыли.

— Но это не говорит о том, что горожане стали покупать меньше продуктов, — отмечает зам. мэра по стратегическому развитию Сергей Ананенко. — Натуральные объемы продаж сохранились — просто произошло перераспределение покупательского спроса, люди переходят на товары средней и низкой ценовой категории.

Перераспределение спроса

Переориентация населения на недорогую продукцию отмечается по стране в целом. Центральные СМИ также сообщают о резком изменении «кассового чека», наблюдаемом в Москве. Но это изменение носит иной характер: стоимость одной единицы в чеке увеличивается, так как продукты дорожают, а вот общее количество единиц в чеке падает, так как покупатели вынуждены отказываться от «не обязательных» продуктов. Торговля подстраивается под покупателей, снижает расходы, отказываясь от товаров премиум­класса и сокращая количество продукции одного и того же вида. В среднем, сообщает пресса, ассортимент в розничных сетях уже сократился на 15 %.

В Череповце, по словам Елены Авдеевой, пока не наблюдается тенденции к резкому сокращению ассортимента. Возможно, волна столичных изменений еще не дошла до провинции, а возможно, предприниматели предпочитают надеяться на лучшее. Но факт произошедших изменений они не отрицают.

— Покупатели стали намного скромнее, ориентируются на более низкие цены и перестают себя баловать, — говорит Эдуард Бибер, гендиректор ООО «Элби­Групп — Консалтинг». — К примеру, раньше хорошо продавалась кисломолочная продукция марок «Данон», «Актимель», «Растишка» и т. д. А теперь люди поняли, что «Актимель» точно такой же, как и «Снежок», который выпускается тотемским заводом, но только «Снежок» дешевле. Вслед за изменением покупательских предпочтений мы немного меняем ассортимент, но от дорогих товаров не отказываемся, товары у нас есть на любой кошелек: от самого толстого до самого малобюджетного. Сокращать ассортимент не собираемся — все­таки верим в лучшее.

Еще более оптимистично настроен Евгений Гоголицын, директор ООО «Пищевик». Он признается, что ожидал более значительного падения товарооборота.

— Этого не произошло. Розничную торговлю продуктами питания кризис задел, скажем так, условно. Да, люди переходят на сегмент более дешевых пищевых товаров, но в общем объеме покупают столько же, — говорит Евгений Гоголицын. — Розничная торговля — довольно стабильный сегмент экономики. И даже 98­й год для нее был достаточно стабильный, потому что времена уже не те, когда люди будут голодать. Да и мы этого не допустим, потому что цепь, которой мы связаны с поставщиками и производителями, регулируется. Государство снижает сельскому хозяйству процентные ставки, выдаются кредиты, что удешевляет продукцию. Так что резкого скачка цен, думаю, не будет.

Магазины закрываются…

Хотелось бы верить, что у череповчан есть все основания для оптимизма. Но в столице последствия перераспределения покупательского спроса ушли дальше простого сокращения ассортимента. Как сообщает пресса, крупные торговые сети вынуждены закрывать супермаркеты, оставляя лишь так называемые «магазины у дома» с доступными ценами. В Череповце не закрылся еще ни один большой продуктовый магазин. Но можно ли утверждать, что этого не произойдет? Вот реальная ситуация. В прошедшую субботу днем я зашла в небольшой магазин небольшой торговой сети (не буду конкретизировать названия) со сниженными ценами. Тесно, не очень чисто, но — к кассам очереди. Пересекла перекресток. Супермаркет крупной торговой сети. Просторно, опрятно, но — ни одного (!) покупателя. Возможно, многие череповчане предпочитают не заходить в такие «гиганты», в частности, потому, что не хотят подвергать себя лишним соблазнам.

— Спрогнозировать, что будет на 1 января 2010 года, очень сложно, потому что нынешняя ситуация сильно отличается даже от декабрьской. Но думаю, можно утверждать, что массового закрытия продуктовых торговых точек точно не будет, а единичные факты, конечно, ожидаются, — делится предположениями Елена Авдеева.

… и открываются

В данный же момент в Череповце идет противоположный процесс: как грибы вырастают новые продуктовые магазины. С 1 января по 13 марта открыто 30 (!) новых точек: 13 — в Индустриальном районе, три — в Северном и по семь — в Зашекснинском и Зареченском. За аналогичный период прошлого года, когда о возможности кризиса не говорили даже наиболее пессимистично настроенные аналитики, в городе появилось лишь 13 новых магазинов.

С чем связан этот бум?

— Во­первых, сейчас много сокращенных работников — надо как­то выживать, вот и решаются на открытие своего бизнеса. А на чем можно заработать? На товарах первой необходимости, кушать люди будут всегда, — говорит Светлана Петровых, специалист отдела по развитию городской экономики управления городской экономики и торговли. — Но людей, которые начинают бизнес с нуля, немного. Профессионалов больше. Это и предприниматели, которые занимались другим видом деятельности, но вынуждены были перепрофилироваться. А также производители и переработчики, они становятся более активны, берут отделы в аренду, чтобы торговать своей продукцией.

По наблюдениям Светланы Сергеевны, не все череповчане, пожелавшие войти в продовольственный бизнес, знают сферу торговли. Некоторые новоиспеченные бизнесмены признавались ей: «Знаний нет, но есть деньги — найму людей, которые работали в этой сфере и знают».

— Ситуация сейчас действительно сложная. И то, что люди, у которых есть накопления и которые оказались без работы, повально ринулись в торговлю, только мешает, — говорит директор ООО «Профит» Михаил Захватов, один из тех, кто в этом году зарегистрировал магазин (раньше его деятельность была связана в основном с общепитом). — Я вижу людей, которые размышляют просто: от «шмоток» будут отказываться, а с продовольствием не пропадешь. На мой взгляд, это массовое открытие магазинов ни к чему хорошему не приведет. Месяц, два, три, четыре — и схлопнется.

Ценовая политика новых «игроков»

В числе зарегистрированных в этом году торговых точек почти нет супермаркетов. «Новички», видимо, делают ставку именно на небольшие магазины с товарами первого спроса.

Главный фактор, который сейчас способствует открытию небольшого продовольственного бизнеса, — существенное снижение арендной платы и возможность выбрать оптимальный вариант из предлагаемых помещений.

— Аренда стала дешевле на 30 — 40 процентов, — объясняет Роман Евгеньев, который сейчас занимается перепрофилированием магазина бытовой химии в продуктовый. — Кроме того, предложений по аренде появилось очень много, поскольку часть организаций не стали перепрофилировать бизнес, а просто свернули свои точки. Благодаря этому появилась возможность договориться с арендодателями на наиболее приемлемые условия.

Судя по опросу предпринимателей, которые решили открыть продуктовые магазины, для адаптации к условиям кризиса главную ставку они намерены делать на цены.

— Постараемся делать минимальную торговую наценку, — делится намерениями Михаил Захватов. — Надо анализировать точки, находящиеся рядом, ориентироваться по их ценам и делать, по крайней мере, не выше.

По мнению владельцев магазинов, держаться такой ценовой политики позволит, во­первых, снижение арендной платы, которая закладывается в цену товара. Во­вторых, ориентация на товары повседневного спроса.

— Мы пока не планируем торговать дорогими товарами, — говорит Роман Евгеньев. — Почему? Это же законы рынка, такая ситуация сейчас сложилась.

В­третьих, работа с местными производителями.

— Это дешевле и удобней (доставка в пределах города и районов), плюс качество, — перечисляет Роман.

В­четвертых, предприниматели надеются устанавливать доступные цены за счет отказа от посредников.

— Мы хотим перейти на работу непосредственно с производителями, не только с местными, но и из соседних регионов, — говорит директор ООО «Смайл» Александр Дрочнев, недавно открывший свой второй магазин. — Хотим исключить посредническое звено, но для того, чтобы установить контакты, нужно время. Не все производители и переработчики соглашаются отпускать напрямую магазинам, потому что у них имеются свои дилерские сети, имеются договоренности. Зачастую заводы, когда к ним обращаешься, адресуют к дилеру.

Вероятно, 30 новых магазинов — это только начало. Может быть, новые игроки продовольственного рынка зададут сфере торговли совершенно другие правила, которые будут выгодны нам, покупателям?

Стали ли вы в последнее время меньше покупать продуктов в магазинах?

Татьяна, медицинский работник:

— Цены в магазинах на ряд продуктов в последнее время заметно выросли. Лично я стараюсь покупать и рыбу, и мясо, но делаю это реже. Теперь эти продукты попадают к нам на стол раз­два в неделю. То же самое могу сказать о фруктах: например, мы перестали покупать апельсины, заменив их более дешевыми бананами.

Вера Геннадьевна, работник управляющей компании:

— Я заметила, что в последнее время на продукты денег уходит больше. Но сейчас — Великий пост, и для меня это еще и возможность сэкономить на мясе.

Вениамин Васильевич, пенсионер:

— Мясо сейчас очень дорогое, поэтому я в последнее время его не покупаю. Налегаю на овощи и фрукты. Раньше ел свои, с дачи; сейчас они уже закончились, приходится в магазине покупать. Сладости всякие я не ем — диабет. Обычно покупаю себе специальное диабетическое печенье и не заметил, чтобы оно сильно подорожало.

Андрей, временно безработный:

— На мне подорожание продуктов как­то не сказалось. Я вообще предпочитаю все покупать у нас в деревне: и мясо, и молоко, и овощи. Там цены заметно ниже городских, да и продукция как­никак своя. Каких­то особых деликатесов я в магазинах и до кризиса не покупал. Приобретаю необходимое: крупы, хлеб… Так что и сокращать особо нечего.

Антонина Ивановна, пенсионер:

— Мясо я не могу позволить себе уже довольно давно. А сейчас приходится и молоко самое дешевое брать, и сметаны покупаю самую маленькую баночку. Сыр тоже давно уже не покупаю. Про фрукты и говорить нечего… В общем, и так у меня список покупок был совсем коротенький, а теперь приходится и этих продуктов брать меньше.

Татьяна Тихонова
№45(22455)
18.03.2009

Источник: Газета «Речь»