5 марта 2009 года. 10:07

Собака бывает кусачей…

…только от жизни собачьей. Прописную истину докажут в Камерном театре
Череповецкому Камерному театру по аналогии с мхатовской чайкой следует поместить в свой логотип собаку. С самого зарождения театра этот одомашненный зверь кочует из спектакля в спектакль: в «Варваре Петровне» на подмостки выходила живая собака, в постановке про Бальзаминова сцена была усеяна деревянными дворнягами, а в спектакле «Пеликаны в пустыне» бессловесного щенка сыграла актриса Елена Смирнова. В новой работе, премьера которой состоится 21 и 22 марта, «камерники» выведут на сцену целую собачью стаю.

На афишах это вряд ли укажут, но спектакль «Собачий блюз» — дипломная работа почти дипломированного режиссера Наталии Черной, известной театралам благодаря своим актерским работам в Камерном театре. Учеба Наталии в питерском университете культуры и искусств (специальность «режиссура») подходит к концу, и «Собачий блюз» готовится как ее жирная точка. «Лет шесть назад я прочитала повесть Константина Сергиенко «До свидания, овраг», и мне очень хотелось поставить ее с ребятами из детского экологического театра «Зеленая волна», где я тогда занималась, — рассказала «Речи» Наталия. — Но не сложилось — детишки были маленькие, а тема сложная. К тому же не было ин­сценировки для театра. Спустя несколько лет я познакомилась с детской писательницей Галиной Гордиенко и уговорила ее переложить повесть для сцены. Ее версия очень понравилась мне и нашему художественному руководителю Татьяне Макаровой, которая сказала: «Ставь».

Сюжет спектакля несколько напоминает горьковскую пьесу «На дне»: брошенные хозяевами четвероногие самых разнообразных пород, от благородных до дворняг, влачат неприглядное существование в канаве, мечтая о собачьем рае — вновь оказаться рядом с любящим хозяином, жирной косточкой и теплой батареей. Однажды в компанию попадает бездомный щенок далматина, каковой факт и дает толчок сюжету. Далматина играет студиец Камерного театра Егор Голубев, а его бывалых наставников по жизни в канавах — ведущие артисты Анатолий Чадов, Майя Еленникова и Николай Филатов. Последний представляет единственное существо в спектакле из другого животного отряда. «Я играю кота по имени Ямамото, которого назвали так, по его словам, в честь японского императора. Кот, конечно, очень гордится этим обстоятельством. Ямамото парень заносчивый, но добрый — всех сосисками угощает. От этой доброты он в конце концов и пострадает. В один прекрасный момент Ямамото отправляется за очередной порцией сосисок, и хозяева выгоняют его из дома тапкой. Роль интересная, играть котов мне раньше не доводилось, но, думаю, что­то кошачье заложено во мне от природы», — признался корреспонденту «Речи» Николай Филатов.

После премьеры видеозапись спектакля, а также афиши, программки, книга отзывов и прочие вещественные доказательства существования «Собачьего блюза» будут представлены на рассмотрение дипломной комиссии питерского вуза. Думается, экзаменаторы обратят внимание и на реакцию зрительного зала на спектакль. От этого будет зависеть не только оценка Наталии Черной, но и то, останется ли постановка в афише Камерного театра в будущем. «Наверное, не в последнюю очередь я заинтересовалась этой темой, потому что сама очень люблю собак, и в частности свою таксу Матильду, — говорит дипломница. — Я отлично ее знаю и многое от нее почерпнула. Мне кажется, эта тема сейчас очень актуальна. Выбрасывают на улицу, к сожалению, не только собак, но и людей».

Сергей Виноградов №38(22448)
05.03.2009

Источник: Газета «Речь»