26 февраля 2009 года. 09:12

Ромалэ международного масштаба

Цыган тоже может быть патриотом, и еще каким. Прославившись на Западе почти двадцать лет назад, легендарное цыганское трио «Лойко» вернулось на родину. Потому что русский цыган при всей страсти к кочевой жизни — человек сентиментальный и ностальгирующий. Основатель трио скрипач Сергей Эрденко представитель самой знаменитой в России цыганской семьи.
С его прадедом дружил Лев Толстой, его старший брат считается одним из лучших российских скрипачей, а его племянница прославилась дуэтом с молдавскими рокерами «Zdob si zdub», спев «Видели ночь» Виктора Цоя. А сам он аккомпанировал пушкинской Татьяне Лариной в голливудской постановке «Онегина» и играл с Pink Floyd. Корреспондент «Речи» расспросил Сергея Эрденко перед концертом в череповецком Камерном театре обо всех вышеперечисленных фактах биографии одного из самых знаменитых цыган в мире.

— А откуда пошла фамилия Эрденко?

— Цыгане живут в России всего­то около пяти столетий. Наш народ появился здесь еще при Иване Грозном, даже в летописи есть упоминания. Если говорить о нашей семье, то практически все мои предки были музыкантами. Про одного из моих прадедов, знаменитого скрипача Михаила Эрденко писал в своей повести «Крейцерова соната» Лев Тол­стой. Они дружили. Мой старший брат занимался нашим генеалогическим древом. Раскопал, что наша семья вышла из Австро­Венгрии, «эрден» по­немецки «земля». Хотя доподлинно все равно ничего не известно. Не так давно выступали в Калуге, и там поблизости есть деревня Эрденки. Откуда она там появилась?

— Цыган можно найти в любом городе России, достаточно пойти на рынок. Между тем гадалок в пестрых юбках на ваших концертах не сыскать. Общаетесь ли вы с простыми кочевыми цыганами?

— Скажу честно, за последние тридцать лет цыганская музыка находится в глубочайшем кризисе. Цыгане — такой народ, может быть единственный в мире, который никуда и никогда не лезет. Ни в политику, ни в профессиональную музыку. Цыганам, которых вы назвали простыми, чуждо приходить в концертный зал и слушать свою музыку, да еще деньги за это платить. Почти каждый цыган сам играет музыку и считает себя виртуозом.

— Расскажите о вашем участии в съемках голливудского фильма «Онегин».

— В 90­х годах мы жили в Ирландии, в Дублине. Даже гражданство тамошнее получили за то, что хорошо играем на скрипках и гитарах. Однажды наш менеджер сказал нам, что на концерт придет продюсер фильма «Онегин», который прослушал уже множество русских групп. После выступления этот продюсер пришел к нам в гримерку и предложил участвовать в фильме. Пока сидел в зале, придумал даже нас снять в фильме. Потом мы долго записывались в лондонской студии, и наконец нас пригласили на съемки. Там по сценарию был такой фрагмент, когда Татьяна Ларина, написав письмо, убегает от стыда в лес и попадает в цыганский табор, где мы ее и встречаем. Провинциальная Россия снималась недалеко от Лондона. К сожалению, вся сцена с табором была вырезана из окончательной версии картины.

Сергей Виноградов
№33(22443)
26.02.2009

Источник: Газета «Речь»