16 февраля 2009 года. 09:39

В поисках утраченного

Чиновники, промышленники и эксперты гадают на кофейной гуще глобального кризиса
В понедельник в ходе традиционного заседания президиума правительства ожидалось, что будут представлены антикризисные изменения федерального бюджета. Однако давно назревшие поправки так и не были внесены. Власти не могут сбалансировать бюджет из­за постоянно растущих затрат и падающих доходов государства.

Основной проблемой на пути принятия необходимых поправок к главному финансовому документу страны остается неопределенность перспектив российской экономики. Дело в том, что из­за кризиса постоянно меняются прогнозы ведомств, ответственных за сбалансированность бюджета. Так, например, уже трижды менялась заложенная в документ цена нефти. В принятом варианте финансового многотомника зафиксирована стоимость барреля на уровне 95 долларов. Впослед­ствии Минэкономразвития предлагал использовать в качестве основного показателя 50 и затем 41 доллар за «бочку». С завидным постоянством меняются также прогнозы по росту ВВП и инфляции. Но больше и быстрее прочего увеличиваются затраты на борьбу с кризисом. Огромные средства требуются на поддержание промышленности, в существенных вливаниях нуждается финансовая система, колоссальных государственных ассигнований ждет рынок труда. Кроме того, по мере погружения страны в кризис все больше денег требуют регионы и отдельные категории населения. Разные министерства одно за другим обосновывают в правительстве необходимость выделения средств именно по их профилю. Согласно последним прогнозам общий объем расходов бюджета в текущем году превысит 9 трлн рублей. Доходы государства при этом постоянно уменьшаются из­за резкого падения выручки от экспорта товаров. Власти уже понизили прогноз по госдоходам с 10,9 до 6,5 трлн рублей.

В Киришах под Санкт­Петербургом состоялось выездное заседание правительства во главе с премьером Владимиром Путиным. На нем министры обсуждали, как увеличить добычу и глубину переработки нефти. По итогам 2008 года производство нефти впервые за 10 лет упало на 0,7 % — до 488 млн тонн. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов только на прошлой неделе в интервью The Wall Street Journal предупредил, что добыча нефти в России продолжит падать, если не уменьшится налоговая нагрузка. По его оценке, для поддержания развития отрасли следует снизить налоговое бремя для нефтяников на 10 млрд долларов. Об этом нефтяники и просили чиновников. На совещании также обсуждали их предложение о введении нового налога на сверхприбыль. Этот налог может заменить НДПИ, а возможно, сократить или даже вовсе отменить экспортную пошлину на нефть. Между тем всем известно, что нефтяные НДПИ и пошлина — основа федерального бюджета: на них приходится около 3,1 трлн рублей, или 36 % доходов (по расчетам за 11 месяцев 2008 года). Агентство Dow Jones со ссылкой на свои источники сообщило, что обсуждались на совещании и предложения нефтяников по повышению цены отсечения НДПИ с 15 до 25 долларов за баррель, а также перенос сроков перехода на стандарт топлива «Евро­3». Нефтяники давно продвигают идею о дифференциации НДПИ в зависимости от выработанности месторождений — чем ниже отдача скважин, тем меньше ставка.

На минувшей неделе в Москве прошел Международный инвестиционный форум «Россия­2009», на котором темой дискуссий стало несовершенство мировых экономиче­ских регуляторов. Как отметил председатель совета директоров группы компаний «Тройка Диалог» Рубен Варданян, «кризис доверия в мировой экономике, в первую очередь, касается рейтинговых агентств. Ведь вот парадокс: акции с рейтингами супернадежности («ААА») обвалили рынок, а банки, которым присвоен ничтожный рейтинг («В­»), продолжают исполнять свои кредитные обязательства». С ним согласился и президент алмазодобывающей компании «АЛРОСА» Сергей Выборнов. Присваивая высокие рейтинги компаниям, выпускающим «мусорные облигации», рейтинговые агентства сами сыграли не последнюю роль в возникновении кризиса, считает он. По мнению Выборнова, система рыночных регуляторов в процессе или в результате кризиса должна быть коренным образом пересмотрена. «Если какие­то из этих агентств в результате кризиса прекратят свое существование, то это будет справедливым возмездием за их ошибки», — добавил глава «АЛРОСА».

Впрочем, основной темой дискуссий на форуме стали оценка глубины кризиса, способы его преодоления и связанные с этим специфические особенности России. Как заметил глава «Северсталь­групп» Алексей Мордашов, текущий кризис — «первый за всю историю России классический капиталистический кризис перепроизводства. Но для многих других стран он далеко не первый. И из опыта предыдущих кризисов можно сделать, как минимум, один вывод: рано или поздно он закончится». По мнению многих участников форума необходимо найти и те возможности, которые кризис создает. Впрочем, руководитель Сбербанка Герман Греф несколько убавил оптимизм коллег: «Если вы переломаете руки и ноги и попадете в больницу — это в некотором смысле тоже новые возможности — например, выспаться. Вопрос в том, нужны ли такие возможности и какой ценой они создаются». «Ничего хорошего в кризисе, конечно, нет», — подтвердил и Сергей Выборнов. По его словам, многие игроки мирового алмазного рынка оказались «не готовы к такому резкому негативному изменению рыночной конъюнктуры». Большин­ство участников форума считают, что кризис не затянется. «Будет еще несколько месяцев тяжелого экономического периода, после этого у нас есть все шансы на то, чтобы одними из первых начать подъем, — пообещал помощник президента РФ Аркадий Дворкович. — Уже в середине этого года начнется подъем в некоторых отраслях, а в целом постепенный выход из рецессии мировой и российской экономики — в следу­ющем году».

Однако вот беда, в Институте современного развития (ИНСОР), попечительский совет которого возглавляет президент РФ Дмитрий Медведев, не разделяют оптимизма Аркадия Дворковича. Во вторник экс­перты ИНСОРа представили главе государства доклад о последствиях экономического кризиса для России и путях выхода из него. Ученые предупредили: кризис может растянуться на три года, и из него есть три пути выхода.

Институт был создан в марте 2008 года, чтобы готовить эксперт­ные предложения и документы по важнейшим направлениям государ­ственной политики лично для Дмитрия Медведева. ИНСОР получил роль экспертного совета по вопросам осуществления нацпроектов, которые, будучи в то время премьером, курировал Дмитрий Медведев. Став главой государства, он возглавил попечительский совет ИНСОРа. «Действия правительства тактически верны, но они страдают отсутствием долгосрочного подхода, — заявил председатель правления ИНСОРа, вице­президент Россий­ского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс. — Они не учитывают в полной мере необходимость сохранения конкуренто­способности и сбалансированности российской экономики». По его словам, «рост роли государ­ства в экономике, поддержка неэффективных компаний и ослабление рыночных институтов являются основными рисками как сегодняшнего дня, так и в будущем». «Падение продолжится еще пару кварталов, — сообщил президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев. — Но Россия еще года два будет жить в тяжелой внешней обстановке, поскольку спрос на товары российского экспорта в мире будет невысок». Другие авторы доклада поведали, что кризис в России может затянуться и на три года. Долгая жизнь под гнетом кризиса грозит огромными проблемами, в первую очередь — социальными. Тяжелее всего, по словам Леонида Григорь­ева, придется жителям моногородов, где всех кормит градообразующее предприятие. Таковых в России 400 — 600, и над значительной их частью нависла угроза сокращения производства и персонала. «Кроме того, уже пострадали до 200 тысяч «клавишников» — людей, игравших на бирже из дома. Тяжело придется и бюджетникам, но надеемся, что их поддержит государство», — сказал эксперт.

Игорь Юргенс отметил, что сейчас средним классом (по европейской модели) можно считать всего 7 % населения России. Поэтому, чтобы избежать социальных потрясений, государству придется пересмотреть отношение к людям. «Раньше население соглашалось на сокращение либеральных свобод в обмен на экономическую стабильность. Но сейчас стабильность ушла. Очевидно, что пришло время для увеличения свободы. Силой давить недоволь­ство и сопротивление — абсолютно неправильно. Поэтому я верю в либеральные подвижки», — подчеркнул эксперт.

Авторы доклада разработали несколько сценариев преодоления кризиса. Первый — дирижистский: сохраняется преимущественно государственное управление экономическими процессами, как сейчас. Это предусматривает прямую господдерж­ку предприятий, протекционизм, что в идеале ограничит негативные социальные последствия кризиса. Однако этот сценарий сохранит докризисную неэффективную структуру экономики, а выход из кризиса будет длительный и вялотекущий.

Второй путь — полная либерализация экономики. Государство должно уйти от ее регулирования, отказаться от поддержки отдельных предприятий, компаний, снизить налоги. Это позволит создать более конкурентоспособную экономику на выходе из кризиса, снизит коррупцию. Однако риски такого выбора огромны — массовые банкротства, всплеск безработицы, потеря целых отраслей.

Третий сценарий объединяет дирижистскую и либеральную модели — симбиоз госпомощи и частичного госрегулирования с предоставлением больших свобод для бизнеса. Этот путь при удачном раскладе поддержит уровень производства и занятости, но он требует высочайшей квалификации госменеджеров.

Сергей Бегляк
№26(22436)
13.02.2009

Источник: Газета «Речь»