13 февраля 2009 года. 15:40

Череповец в движении

Александр Лещенко — об ответственности, радости, молодости
Сегодня в ретропроекте «Речи», по­священном воспоминаниям о нашем городе середины прошлого века, о «своем» Череповце рассказывает Александр Лещенко. Череповец во многом именно его город — Александр Павлович отдал немало труда и души для того, чтобы Череповец стал таким, каким мы его сегодня видим: сильным, красивым, удобным для жизни.

Недавно видел передачу по телевизору: одна молодая балерина, симпатичная девушка, рассказывает о себе и своем творчестве. Говорит, что она уже всему научилась, хвалит себя, мол, и талант в себе чувствует, и со всех сторон хороша, а почему­то в число звезд не входит. Называет знаменитых балерин и сетует, что к их плеяде не причислена. Она считает себя достойной успеха и говорит, что не хочется ей ждать, а сейчас, пока она красивая и молодая, хочется ощутить себя настоящей звездой.

Вот так, ничего еще не сделав, не потрудившись, — получить все и сразу! А звезды, они потому и звезды, что много мозолей натерли, трудились до седьмого пота. К успеху путь труден. Без труда ничего настоящего не получится.

Мы приехали в город всей группой после окончания в 1955 году Ленинградского техникума промышленно­железнодорожного транспорта. Даже дату приезда точно помню — 2 августа. К сожалению, мне пришлось испытать первое разочарование, когда все мои товарищи сразу приступили к работе на металлургическом комбинате в железнодорожном цехе, а меня оставили сидеть в общежитии, потому что к тому времени не исполнилось 18 лет. Но через некоторое время началась и моя трудовая биография, и первая специальность, которую пришлось освоить, была — стрелочник.

В течение более двух десятков лет пришлось пройти все рабочие ступеньки, набираясь профессиональных знаний и опыта. Завод рос, и мы росли. Когда в 1977 году меня назначили на должность начальника цеха железнодорожного транспорта, я был самым молодым начальником цеха на заводе. Многое строилось и начиналось на моих глазах. Помню, как пускали первую домну в августе 1955 года, митинг помню и как выглядела площадка перед объектом. Сейчас все изменилось, конечно, но помню даже, где стоял тогда на митинге, а народу много было.

Вместе с комбинатом рос и город. В 1956 году начали строить улицу Максима Горького, первые дома № 22, № 24. Тогда же я получил свое первое жилье, в доме № 24 на третьем этаже. Новая квартира, в новом доме, сам — молодой специалист, планы — работать, учиться! Какие чувства тогда испытывал? Восторг, радость огромную от участия в большом деле, от ответственности и желания быть полезным, ну и от молодости, конечно.

Из окна квартиры видна была большая стройка — строился кинотеатр «Комсомолец». Рядом закладывался Комсомольский парк.

В то время, когда я приехал в город, на том месте, где сейчас парк, были склады стройматериалов, хозяйственный двор. Прямо здесь, где­то в рай­оне площади Металлургов, шли рельсы — узкоколейка. Пути тянулись отсюда в сторону железнодорожной станции. По этой ветке завозились строительные материалы на завод, через железнодорожный узел и дальше — в ДОК.

Позже здесь разбили парк, и комсомольцы, молодежь выходили сюда ударно трудиться на субботники. Мы никогда не чувствовали, что это обязанность, наоборот, интересно было, с желанием собирались все вместе, сообща работали, а потом еще к кому­нибудь в гости направимся, и снова все вместе. Такая жизнь была коллективная, общая.

По приезду в город первое время жили в общежитии на улице Вологодской, 5а. Сейчас в этом здании гостиница «Металлург», а раньше было общежитие металлургического комбината. Всех ребят, с которыми жили тогда в комнате вчетвером, помню до сих пор: Шебостюк Иван, Токарев Вася, Колесов Гена. Гуляли вместе, на танцы ходили в Дом культуры на Советском проспекте.

Молодые были и, понятно, за девушками ухаживали, провожали. Помню, как однажды пришлось далековато провожать одну — за реку, в Матурино. Зимой по льду через реку, туда и обратно. Это сейчас все в огнях, светло, что днем, что ночью. Недавно вышли вечером с женой прогуляться по свежему воздуху, пришли в сквер за Дворцом металлургов. Там вид прекрасный на Зашекснинский район, такая панорама! Мост горит огнями, машины по нему как светящиеся ленты катятся, а за рекой — новостройки высятся, светятся окнами, мелькают рекламные огни, смотришь — сплошное сияние. А тогда никакого освещения не было, редко где огонек… Вот так и бежал со свидания через темную ночь, только луна дорогу освещала, метель всю одежонку насквозь продувала. Но молодые были, хотелось погулять.

Летом — другое дело, через реку паром ходил, билет стоил 10 или 15 копеек, точно не скажу. Ну а кто с комфортом хотел — пожалуйста, на лодке перевезут за рубль. Только лодочка утлая, а если на середине вдруг волна поднималась от проходящей моторки или катера, то ощущения приходилось испытывать незабываемые, особенно тем, кто плавать не умел.

С моей женой Татьяной Павловной мы вместе больше 50 лет. Для меня она — самый близкий человек и спутник жизни. Разделила со мной и успех, и все горечи и неудачи. Татьяна Павловна — высокий профессионал и коллега. Она тоже по образованию железнодорожник и работала у нас в цехе, так что могла понять любые производственные проблемы. Я всегда чувствовал ее поддержку и понимание, всегда с радостью и желанием шел после работы домой.

Мы поженились в феврале 1957 года, свадьба у нас была комсомольская, веселая. Народу было много, молодежи собралось — уж если не все, так половина цеха точно. Гуляли в «Руси» на улице Металлургов. Там, где до недавнего времени ресторан был, только тогда это были просто столовая и кафе.

Подарили нам на свадьбу шифоньер — большой шкаф, такой красивый был, по тем временам стильный, модный. Мы только начинали жить семейно, какие­то первые приобретения делали в дом. Хотелось создать уют, чтобы было не хуже, чем у коллег, друзей. В гости ходили друг к другу, общались. Купить особо было нечего в магазинах, поэтому такой подарок на свадьбу был для нас целым богат­ством.

Из первых приобретений помню ламповый приемник «Астра», который работал на двух программах. Иногда по ночам и «голоса» можно было услышать (так раньше называли ино­странные радиостанции, например «Голос Америки»). Такая техника в то время тоже очень ценилась и, можно сказать, была просто верхом инженерно­технической мысли и нашего достатка.

А уж когда в 1974 году купил первую машину — «копейку», просто счастье было! Купить машину в то время считалось необыкновенной удачей. Нам на цех давали по 5 — 6 машин в квартал, а численность работающих была около трех тысяч человек. Поэтому очереди были немыслимые, и, несмотря на то, что я работал уже заместителем начальника цеха, не досталось бы мне машины, если бы не выделил специально из своего фонда в качестве поощрения директор — М.Г.Ананьевский. А за что поощрение — отдельная история, скажу просто, что всегда старался работать на совесть.

На этой первой машине мы с женой не только всю Вологодскую, но и всю Ленинградскую область объехали, любили путешествовать.

Серьезная производственная школа, которую довелось пройти на комбинате, помогла набраться опыта организационной работы. Позже эти навыки потребовались, когда пришел на работу в город (то есть, как сейчас принято говорить, в муниципалитет). Транспортная проблематика всегда была для нас актуальной. Город растянулся вдоль реки. Экологические нормы требовали отодвинуть жилье от цехов комбината, но тут же вставал вопрос: как доставить людей на работу? И решения здесь требовались радикальные, и средства нужны были немалые.

Сейчас, направляясь в Заречье или из Заречья, мы проезжаем под железнодорожным мостом и проходящие составы не мешают автомобильному движению. Но было время, когда эта ветка, связывающая порт с железнодорожным узлом, пересекала дорожное полотно в одном уровне. Это было не только величайшей производственной, но и социальной проблемой, потому что транспорт стоял, пропуская состав, народ на смену опаздывал, срывались сменные графики на комбинате, даже «скорая помощь» проехать не могла. Только в начале 80­х удалось этот узел развязать. После строительства железнодорожного моста стали трамвайные пути в Заречье прокладывать. В 1984 году пустили трамвай, и добираться из района в район стало легче.

Другой пример разрешения транспортных проблем в городе: когда пускали пятую домну, на пуск приезжал Б.Н.Ельцин, тогда еще кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. Была разработана целая операция: какой ему предложить маршрут, куда везти, что показать, чтобы объяснить проблемы и добиться выделения средств на пуск сортировочной станции Кошта, без которой не могла бы функционировать пятая домна. Кроме того, нужны были автобусы. Производство росло, в это время начали уже работать химиче­ские предприятия, надо было доставлять людей, а наши автопарки пополнялись плохо.

И в результате после этого визита было закончено строительство сортировочной станции Кошта, и город получил 100 новых «Икарусов». Эти автобусы здорово поправили дело тогда. Последний из них списали лишь два года назад.

С особой теплотой вспоминаю и период работы на азотнотуковом заводе. В это время завод испытывал трудности начального периода отладки производства. Наряду с ними требовала решения и проблема транспортного обеспечения. И мне приятно, что в создание сегодняшней стабильной системы работы химиче­ского комплекса города вложена часть и моего труда.

Транспортная проблема и сейчас стоит в городе остро. Когда проектировался город, его центральная часть и основные улицы, трудно было предположить, что жизнь так изменится и появится такое количество личного транспорта. В советское время ставку делали на развитие транспорта общественного. Еще двадцать лет назад, в 1989 году, в городе насчитывалось около 9,5 тысячи единиц автотранспорта — и личного, и на предприятиях. А сейчас перевалило за 100 тысяч единиц.

Поэтому при решении нынешних транспортных проблем в городе, по­моему, необходимо ставить во главу угла экологические и социальные вопросы. Необходимо рассмотреть возможность строительства на основных магистралях разноуровневых пешеходных переходов. От остановок транспорта перед светофорами и переходами сильно увеличивается концентрация выхлопных газов, это ведет к ухудшению экологической обстановки в городе, так что проблему надо решать. Одним из способов улучшения экологии в городе было бы, на мой взгляд, дальнейшее развитие электротранспорта.

Хочется, чтобы в нашем городе было удобно жить людям и чтобы все мы могли им гордиться. Сделать все для этого — это задача уже новых руководителей. Хочется пожелать им успехов на этом поприще.

Ирина Нечаева
№26(22436)
13.02.2009

Источник: Газета «Речь»