12 февраля 2009 года. 14:02

Памятный знак Череповецкому Роду

Обращение к горожанам
Уважаемые череповчане, хочу обратиться к вам с огромной просьбой о поддержке идеи установления на доме № 31 по Советскому проспекту мемориальной доски в память о великомученице Анне Степановне Демидовой, жившей в этом родовом доме в ХIХ веке, расстрелянной в ночь с 16 на 17 июля 1918 года вместе с царской семьей. Эта мемориальная доска будет напоминать не только о страшных событиях начала ХХ века, но и о жизни одной достойной череповецкой семьи на протяжении трех столетий.

Упоминание о славном роде Демидовых можно найти в ХVIII веке, к концу которого именуемый купец Василий Никифорович Демидов был бургомистром, городским головою Череповца.

Его сын Андрей Никифорович продолжил и приумножил семейное дело, внук Александр Андреевич был избран I председателем Череповецкого общественного банка и исполнял должность церковного старосты Воскресенского собора более 20 лет. Эта должность никоим образом не оплачивалась, скорее требовала постоянных личных затрат на приобретение необходимых предметов церковной утвари, ремонт и хозяйственное содержание собора, была всегда почетна. Правнук Степан Александрович Демидов, потомственный купец, был избран гласным городской Думы, членом сиротского суда, имел на Воскресном проспекте дома с магазинами под номерами 28 и 31. Анна Степановна, старшая дочь от первого брака Степана Александровича, окончила «Учительскую женскую школу с рукодельными классами» при Иоанно­Предтеченском Леушинском женском монастыре, Демидовское училище в Санкт­Петербурге. Была выбрана императрицей Александрой Федоровной из огромного количества талантливых мастериц­вышивальщиц и служила комнатной девушкой. За безупречную службу была пожалована дворянством. Последний раз А.С.Демидова приезжала в Череповец в 1907 году. Люди вышли встречать ее и стояли вдоль дороги от вокзала до самого дома…

В 1981 году Русская православная церковь за рубежом причислила к лику святых верных слуг царской семьи. Среди них те, кто был зверски убит вместе с семьей Николая II.

Евгений Сергеевич Боткин — лейб­медик и семейный врач Николая II. (Отец, Сергей Петрович, — лейб­медик императоров Александра II и Александра III, в роду — художники, купцы, ученые.)

Иван Михайлович Харитонов — «коренной, придворный повар», метрдотель Императорской кухни, обучался в Париже. (Его сын Петр ушел к красным, но служил по медицинской части, крови не проливал.)

Алексей Егорович Трупп — лакей I разряда при комнатах Ее Императорского Величества. Имел за службу награды. (По стечению обстоятельств его родной племянник прибыл в Екатеринбург в состав отряда красноармейцев — латышей и мадьяр — для проведения расстрела.)

Анна Степановна Демидова умерла особенно тяжело… «Удары штыком Ермаков делал так сильно, что штык каждый раз глубоко втыкал в пол… добывали Анну Степановну прикладами ружей».

Царские слуги — простые русские люди. Им стоило произнести одно слово: «Отрекаюсь!» — и жизнь была бы дарована. А вместо этого на стол новой власти ложились расписки, такие, как у матроса гвардейского экипажа императорской яхта «Штандарт». «Я, нижеподписавшийся, гражданин Нагорный Климентий Григорьев, Киев­ской губернии… даю настоящую расписку, что, желаю продолжить служить при бывшем царе Николае Романове, обещаюсь подчиняться и выполнять распоряжения Уральского областного Совета, исходящее от коменданта дома особого назначения, и считать себя на равном состоянии, как и остальная семья Романовых. 24 мая 1918 г.»

Из детей С.А.Демидова в Череповце после революции продолжала жить младшая дочь Елизавета, вышедшая замуж за прапорщика из Санкт­Петербурга Ф.М.Юткина, который был осужден «тройкой» в 1937 году и умер в лагерях.

Сын «врага народа» Алексей Федорович Юткин (опустим все трудности и лишения, связанные с такой биографией), окончив лесомеханический техникум, затем институт, стал прекрасным специалистом. Он был главным инженером на лесозаводах в Карелии и Архангельской области, главой вологодского производственного отдела капитального строительства Совнархоза, использующим обязанности главного инженера треста ЧМС.

Череповцу Ф.М.Юткин служил с 1951­го по 1976 год (год смерти), работая с такими легендарными личностями, как И.П.Бардин, Д.Н.Мамлеев, А.В.Ковальков, он возводил ЧМК, «Аммофос», «Азот», гражданские объекты. Трое из четырех его детей живут в родном городе: Нина Алексеевна Опарина — фельдшер, жена Героя Советского Союза Александра Яковлевича Опарина, майора, заместителя командира полка по политиче­ской части, погибшего в Афганистане в 1982 году; Владимир Алексеевич — летчик I класса, подполковник; Валентина Алексеевна Кондина — зав. лабораторией, муж летчик. Дочь Наталья Алексеевна, техник­строитель, живет в Санкт­Петербурге.

Вот очень краткая история череповецкой семьи, долго и честно служившей Вере, Царю и Отечеству, затем при новом социалистическом порядке, в эпоху перестройки и сегодня — в целом народному городу и России.

Во время экскурсии по Воскресен­скому проспекту я всегда останавливаюсь со слушателями у дома Демидовых — равнодушных нет… Мы, россияне, ищем и создаем идеи и идеалы, затем предаем их забвению. И все начинается заново.

Ушедший Год семьи мог бы оставить о себе память в виде знака уважения и поклонения — мемориальной доски череповецкой семье, памятный знак Череповецкому Роду!

Средства на изготовление и установление предлагается собрать с помощью прихожан храмов, сотрудников Дома знаний, ЧерМО.

(Подробная информация о семье Демидовых — в газете «Речь» за 14.04.06.)

P.S. Благодарю за исторические справки Э.П.Риммер и Е.В.Шалашова.

Наталья Хазова, директор Дома знаний
№25(22435)
12.02.2009

Источник: Газета «Речь»