9 февраля 2009 года. 14:38

Как карта ляжет

Зачем им планшет на шее и почему они не верят встречным грибникам? О тонкостях спортивного ориентирования рассказывает чемпион России Андрей Ламов
На днях член сборной России по спортивному ориентированию, череповецкий уроженец Андрей Ламов стал лучшим в финале чемпионата страны, который прошел в Барнауле. Впереди первенство мира в Японии. Череповчанин, недавно признанный в нашем городе «Лучшим спортсменом 2008 года», довольно часто побеждает на всероссий­ском и международном уровне. Однако о спорте, которому он отдал полтора десятка лет, большинство земляков имеют самое смутное представление. По словам Андрея, популяризация спортивного ориентирования идет семимильными шагами, и скоро об успехах этого до сих пор экзотического вида будут вещать из каждого утюга. И уж конечно, Ламов тут же превратится в международную звезду. Примеров такого рода немало. Еще десять лет назад кто бы мог предсказать, что биатлон по количеству зрительской аудитории превзойдет футбол. Накануне отъезда в Барнаул «Речь» попросила Андрея Ламова сориентировать читателя относительно спортивного ориентирования.

Всего­то и требуется — лыжи, палки, спортсмен и пересеченная местность, желательно с лесополосой. И хотя этого добра везде, кроме пустыни Сахара, хватает с лихвой, этот вид спорта остается одним из самых экзотических и малоизвестных среди «коллег». А потому несколько вводных слов в стиле несерьезной энциклопедии. Слово Андрею Ламову. «В чем суть этого вида спорта? Обычно несведущим людям я объясняю так: представьте карту москов­ского метро и что вам нужно с одной станции попасть на другую, при этом проехать так, чтобы по пути посетить еще ряд станций». За минуту до старта спортсмен получает в руки, а вернее, на шею планшет с подробной картой местности, на которой указан пункт, где его ждут с секундомером. Дабы не заставлять спортсмена таскать карту в кармане, планшет намертво крепится на груди, вроде оттопырившегося детского слюнявчика. «Лыжники удивляются: как вы с этим камнем на шее бегаете? Планшет создает дискомфорт лишь новичкам, к нему быстро привыкаешь и перестаешь замечать». Опытному спортсмену достаточно окинуть беглым взглядом карту, чтобы выбрать оптимальный путь до нужной точки. Как правило, их два: короткий, но трудный, а также длинный, но легкий. Если на трассе неожиданно возникает короткий и легкий, виноват разработчик.

Трассу перед каждым стартом готовят новую, вырубая просеки и устраивая ловушки и тупиковые маршруты. Пока идет подготовка, территория, какой бы огромной ни была, закрывается наглухо и опечатывается во избежание шпионских вылазок участников и их друзей. После выстрела стартового пистолета конвой снимают и, если соревнование происходит в России, на заповедную территорию раньше спортсменов устремляются грибники. Ведь после длительного оцепления гигантские подосиновики и подберезовики можно косить косой. «Мужики с лукошками встречаются очень часто, — рассказывает Андрей. — На лыжника с планшетом реагируют почти всегда одинаково — сначала удивляются, потом смеются, а потом начинают «помогать»: «Тут до тебя другой пробегал, так он туда поехал».

Андрей родился в Череповце в семье профессиональных лыжников — родители ненадолго сошли с дистанции, дабы произвести сына на свет, и, едва он открыл глаза, снова на старт. «Никаких других интересов, кроме спорта, в детские годы у меня не было, — вспоминает спортсмен. — Любые подвижные игры вроде футбола очень меня привлекали. Почему не стал футболистом? Наверное, сыграла роль наследственность: мои родители — профессиональные лыжники, принимали участие в чемпионатах Северо­Запада и СССР. Я фактически рос на стадионе. Мать сунет пирожок — и на трассу». В секциях лыжных гонок и спортивного ориентирования занимался одновременно — второе увлечение дало плоды быстрее (в 14 лет он выиграл первенство России), и Ламов вполне логично сконцентрировался на нем.

«Зимние соревнования я люблю больше, чем летние, — говорит он. — Самая большая беда в спортивном ориентировании — потеряться, это равносильно сходу с дистанции. Летом шансов выбрать не ту тропинку гораздо больше, чем зимой. Там лыжня приведет и подскажет, особенно если разъезженная. К тому же по углу отвилок, то есть месту, где сходятся лыжни, легко понять, где ты находишься. Раньше частенько были проблемы с нервами — надеюсь, это в прошлом. В 2005 году в Швейцарии шел первым, выигрывал у ближайшего преследователя минуту. Оставалось около километра — пустяки, короче. Тренеры крикнули, что иду лидером, и коленки у меня задрожали, сердце в груди запрыгало. Допустил несколько грубых ошибок и в результате пришел только третьим. До сих пор себя корю».

Впрочем, упущенное Андрей с лихвой наверстал. По­особенному греет душу не третье место Кубка мира, «золото» российского первенства, пятикратное мировое чемпионство среди юниоров и звание «Лучший спортсмен Череповца 2008 года» — а короткая беседа, которая состоялась на одном пьедестале. «Свысока» тогда довелось поговорить с легендой мирового спортивного ориентирования Эдуардом Хренниковым. «Он суперспортсмен, — восторженно выдыхает Андрей Ламов. — Вдумайтесь: Хренников 13­кратный чемпион мира, его все знают и уважают. А я его однажды обыграл — в 2007 году на чемпионате мира я выиграл у него 6 секунд и стал первым, а он вторым. На пьедестале он мне сквозь зубы бросил, что в следующей гонке все будет наоборот. На следующий день так и вышло — он первый, я второй».

Сергей Виноградов
№22(22432)
09.02.2009

Источник: Газета «Речь»