6 февраля 2009 года. 08:04

Алексей Акишин: «Многое у меня еще впереди»

Купание в проруби, уха и большой семейный праздник — непременные составляющие дня рождения Алексея Акишина, заместителя мэра, курирующего социальные вопросы. Сегодня он отмечает 60 лет. 12 лет Алексей Макарович в социальной сфере, почти шесть лет ее возглавляет, и эти годы вместили в себя немало самых разных событий. Что помнится особенно? Что было самым непростым? Где черпал силы?
— Алексей Макарович, юбилей для вас — это повод оглянуться назад, по­смотреть в будущее, что­то переосмыслить или просто дата?

— Я думаю, в день юбилея человек неизбежно размышляет над тем, что сделано, анализирует это. Вспоминаю, как я пришел на муниципальную службу — председателем спорткомитета — с должности директора СКЗ «Алмаз» в феврале 1997 года. Время тоже было достаточно тяжелое. Задержки по зар­плате составляли два­три месяца, и эта проблема была приоритетной для властей: рассматривалась сразу после вопроса об уплате налогов. Хозяйство в спорткомитете мне досталось довольно запущенное, но самое главное — не было совместной работы с «Северсталью», где и тогда существовал мощный спортивный потенциал. Наладить эту работу, объединить все спортивные силы города и было моей главной задачей. Этого добиться удалось, «Северсталь» сделала серьезный поворот в сторону города: все череповчане смогли пользоваться спортивными учреждениями металлургов, мы проводили соревнования без арендной платы. Это было очень важно, поскольку денег не было ни на судейство, ни на призы. Помню, как я приходил на подведение итогов состязаний и извинялся перед спортсменами, судьями. Но соревнования продолжались: без них спорт невозможен. И в 1998 году мы провели V фестиваль спорта народов Поволжья. К нам приехали около 800 гостей из 15 регионов! Фестиваль получил высокую оценку Госкомспорта.

— Что самое памятное для вас за последние шесть лет на посту заместителя мэра?

— Вспоминаются прежде всего сложные моменты… Хотя и радостных было немало. В социальной сфере шло серьезное развитие.

— Вы курировали разные социальные программы, нацпроекты. Какое направление вы выделили бы особенно?

— У нас успешно осуществлялись национальные проекты в сфере образования и здравоохранения. Но особенно я бы отметил программу «Дорога к дому». То, что в ней делается, — основательные научные разработки для внедрения в социальную сферу. И важно использовать этот ценнейший опыт, эти серьезные находки. Сегодня межведом­ственное взаимодействие всех субъектов профилактики в городе достаточно слабое (хотя мы опережаем в этом другие города). А «Дорога к дому», ее локомотив Межведомственная служба помощи детям и молодежи «Восхождение» дают результат, который нужно сразу же хватать и использовать в работе социальной сферы. В этом главное достоинство программы. И мне приятно осознавать, что я тоже имел отношение к ее разработке, вхожу в состав программного комитета. И многому учусь у ее специалистов и руководителей.

— Вы сказали и о сложных моментах в деятельности…

— Да, в первую очередь в памяти встает январь 2005 года — помните, тогда был принят закон о монетизации льгот, который сразу вступил в силу? Его необходимо было выполнять… Но закон оказался, как сегодня с уверенностью можно сказать, несовершенный, да и население было абсолютно не готово воспринимать его. Волнения тогда прошли во многих городах страны. И в Череповце пенсионеры, подогреваемые экстремистскими лидерами, вышли на Октябрьский мост.

— Глядя из окон своего кабинета на Октябрьский мост, что вы тогда чув­ствовали?

— Тогда я был в другом кабинете… Ну это к слову. А в те дни, недели у нас каждый день собирался штаб. Задачей было — разъяснить людям, что они теряют, что приобретают взамен. Ведь изменения коснулись ни много ни мало — трети населения города! И мы готовили в СМИ справки, информацию, разъяснения. Помню, «Речь» целую полосу опубликовала, очень четко показав, что меняется.

Конечно, не может существовать в государстве льгот, которые не могут быть оплачены. Иначе страдают предприятия (прежде всего энергообеспечива­ющие, транспортные), и все идет к краху. С этой точки зрения то, что было сделано, — правильно. Но сделано это было, как у нас часто… способом топора: рубанули по живому, а потом давай разбираться, что получилось.

— Алексей Макарович, разрешите личный во­прос.

— Пожалуйста.

— У каждого человека бывают сложные моменты в жизни, когда нужна поддержка. Где такую поддержку находили вы? Что становилось для вас опорой?

— Опора была, во­первых, в команде. И я очень благодарен мэру того периода Михаилу Сергеевичу Ставровскому за то, что он собрал такую эффективную команду. Вопрос ваш непростой. В сложные моменты мужчина старается закрываться, сохранять свои переживания внутри: он же сам — опора семьи. В то же время долго держать в себе свои проблемы нельзя, этот постоянный стресс разрушителен. И если есть где выговориться, с кем поделиться, а то и посоветоваться — это дорогого стоит. Но нужно, чтобы семья понимала, была готова поддержать.

— Ваша семья такая?

— Да. Моя семья — мой надежный тыл. Хотя не всеми проблемами я стану «грузить» домашних: всегда просчитываю, не слишком ли тяжел груз. Тем более что я и сам достаточно сильный человек.

— Откуда в вас внутренняя сила?

— Думаю, из той семьи, в которой я вырос. Папа у меня был очень сильный духом человек (1 февраля ему исполнилось бы 107 лет). Прошел три войны. А еще — коллективизацию, раскулачивание, как и два моих деда: им обоим пришлось в результате начинать все с нуля. Не сломались, смогли. И видимо, передали это своим детям. А те — дальше… И я рано смог начать самостоятельную жизнь: в 16 лет уехал из дома в Ленинград и по­ступил в государственный институт физической культуры имени Петра Францевича Лесгафта.

— Судя по вашей интонации, вы по­прежнему влюблены в спорт и все, что с ним связано. Продолжаете заниматься?

— Не столько, как хотелось бы… Но многое у меня еще впереди.

— А в прорубь вы давно ныряете?

— Со времен монетизации.

— ?!

— Тогда я переживал очень сильный стресс, не мог ни есть, ни спать. Впору было сдаваться врачам. Но не зря ведь на Руси говорится: клин клином вышибают! Я подумал, что купание в проруби мне поможет. Так и случилось. Теперь купаюсь несколько раз за зиму, а уж в день рождения — непременно, это святое!

— Чего вы ждете в день юбилея?

— Встречи с семьей. У нас есть свои традиции, как отмечать дни рождения. Я, например, как правило, варю ведро ухи… А по­скольку квартира небольшая, то отмечаем мы дня два: семья у меня немалая — три дочери, пятеро внуков; друзья тоже хотят по­приветствовать… Ну и надеюсь, что неприятных неожиданностей не будет.

Ирина Ромина
№20(22430)
05.02.2009

Источник: Газета «Речь»