16 января 2009 года. 13:46

Остров обитаемый на экране есть

В числе 15 тысяч череповчан, посмотревших фильм «Обитаемый остров», были родственники актера Андрея Мерзликина
Несколько лет назад, с тех пор как в России вошла в моду практика показывать самые громкие премьеры 1 января, в Череповце появился новый класс людей. Они способны утром первого дня года встать с кровати и отправиться в кино. Почти две тысячи череповчан пришли 1 января на самый раскрученный и разрекламированный кинопроект «Обитаемый остров». Первые пять дней года в залах четырех город­ских кинотеатров царил аншлаг, который сегодня почти сошел на нет. До окончания показа фильма осталось меньше недели.

До того как экраны ТВ заволокло газом (точнее, конфликтом с Украиной), очухавшееся после новогодней ночи общество обсуждало одну тему — «Обитаемый остров». Вопреки ожиданиям и предсказаниям, самое громкое кинособытие года — выход в свет картины Федора Бондарчука — не принесло ни лавров создателям, ни весомых кассовых сборов. Уже через неделю проката фильма стало ясно, что «остров» Бондарчука все больше напоминает остров невезения. Фильм по знаменитому роману братьев Стругацких тоже «весь покрытый зеленью, абсолютно весь» — кинокритики и финансовые аналитики в один голос утверждают, что затраченные на картину сорок миллионов долларов Бондарчук не возместит. Череповец внес свою посильную лепту в «островную» кассу — едва ли не впервые все четыре череповецких кинотеатра одновременно стартовали 1 января. В первые две недели проката картину посмотрели более 15 тысяч зрителей. Это больше, чем собирает проходная американская комедия, но гораздо меньше, нежели приносили в прошлом за тот же отчетный период другие новогодние кинобомбы — «Ирония судьбы. Продолжение» и «Дневной дозор».

До премьеры фильма режиссер Бондарчук и продюсер Роднянский утверждали, что «Обитаемый остров» станет новой отправной точкой отечественного кинематографа. Так и вышло, но несколько в ином смысле. Поясню: если раньше российские режиссеры объясняли неконкуренто­способность своих творений маленьким бюджетом (мол, дайте нам финансирование как в Америке, и Голливуд будет немедленно заткнут за пояс), то теперь выяснилось, что не долларом единым жива заокеанская киноиндустрия. Умения и понимания у наших кинодеятелей пока тоже маловато. Сорок миллионов долларов — это самый что ни на есть хороший голливудский бюджет. Отныне и иллюзий у потенциальных отечественных инвесторов тоже не осталось.

Фильм дает массу ответов — к примеру, кто такие выродки и голованы, когда состоялась и чем завершилась ядерная война на планете Саракш, но относительно того, куда подевались упомянутые сорок миллионов долларов, картина молчит. На экране эта гигантская сумма практически не отразилась — в первой части зрители увидели уйму пейзажей, нарисованных на компьютере, пару объемных декораций, по­честному выпиленных из фанеры, и десяток обшитых ею танков, загримированных под чудо­машины жителей Саракша. Впору приглашать Сергея Степашина с его Счетной палатой.

Все же стоит признать, что отечественные режиссеры, за исключением, пожалуй, Тимура Бекмамбетова, к созданию качественного блокбастера не готовы. В выигрыше сейчас те, кто играет по «маленькой». В Череповце «Обитаемому острову» совсем немного уступили другие отечественные картины — «Стиляги» и «Любовь­морковь­2». На создание обеих потрачено от 2 до 5 миллионов долларов.

1 января канал СТС, на базе которого и снимался «Обита­емый остров», подловил разного рода знаменитостей на выходе из кинотеатра. Все, как по написанному, возносили хвалу картине и ее создателям. Самое оригинальное мнение высказала певица и актриса Слава: мол, за сюжетом не следила, а любовалась главным героем Максимом (Василий Степанов) — красив!.. Со Славой стоит согласиться. Найденный Федором Бондарчуком в коридорах одного актерского вуза Степанов, пожалуй, единственная удача фильма.

Действие картины происходит в 2157 году, когда наша планета переживает период невероятного взлета. Типичный двадцатилетний житель Москвы умен, как бог, здорово умеет драться и легко переносит попадание четырех пуль в грудь — врачи чем­то пичкают организм, что он становится практически неуязвимым. Казалось бы, живи на матушке Земле и радуйся, но Максим заболевает охотой к перемене мест и летает по галактике в поисках интересных планет. Оказавшись на Саракше, он попадает в плен и поневоле вникает в мироустройство этой планеты. Здесь царит авторитарный строй вроде коммунистического — государство и его гвардия борются с выродками, которые, судя по картине, повинны лишь в том, что корчатся от боли и пускают пену изо рта, едва заслышав писклявый сигнал, распространяемый с башен, которыми утыкана страна. Естественно, не желая страдать, выродки тратят свои жизни на то, чтобы взрывать башни, которые, как выясняется, с помощью хитрого излучения оболванивают население Саракша, отнимая у них волю к возмущениям и революциям. Максим сначала становится гвардейцем, потом заключенным, после чего примыкает к выродкам. Во второй части, судя по аннотации, он познакомится и с другими социальными группами Саракша.

Среди пятнадцати тысяч череповчан, посмотревших фантастический блокбастер Федора Бондарчука «Обитаемый остров», было два неслучайных зрителя — тетя и двоюродная сестра актера Андрея Мерзликина, сыгравшего в фильме роль странноватого и малоприятного жителя планеты Саракш по имени Фанк. Прославившийся благодаря одной из главных ролей в нашумевшей картине «Бумер», Мерзликин считает Вологодскую область второй родиной. В детские годы каждое лето приезжал погостить к бабушке и дедушке в деревню Степково Грязовецкого района. «Мы всегда ездили рейсом Вологда — Криводино», — вспоминал Мерзликин во время недавнего визита в Вологду на фестиваль «Фрески Севера» и безошибочно, совсем как местный житель, перечислял названия грязовецких сел: Панфилово, Юрово и другие. «Нас, детей, в лес отправляли одних, — говорит он. — Количество грибов и ягод поражало. До сих пор помню атмосферу этих походов в лес. Шли и прислушивались к каждому звуку: вдруг волки? Потом была такая радость, когда домой возвращались! Мы все страхи преодолели, победили, вернулись домой с добычей — ягодами и грибами!» По мнению Андрея, артистическая жилка у него от грязовецкого деда: «По своему внутреннему складу он был артист. Сколько поговорок и пословиц он знал! Бывал и веселым, и суровым, если сильно сердился на нас, когда мы уж очень баловались, мог и батогом запустить».

Во время визитов на Вологодчину не раз заезжал и к тете в Череповец. Полгода назад в составе труппы театра Джигарханяна (играет судью Ляпкина­Тяпкина в «Ревизоре») Андрей примчался в город детства. «Я не был здесь 17 лет, — признался тогда актер корреспонденту «Речи» и объяснил, почему хромает. — Ногу повредил на съемках фильма «Горячие новости», исполняя трюк, который не доверил каскадеру. Колено болит, но врачи сказали — иду на поправку. Спектакль отменять не стал, хотя и предлагали заменить меня другим артистом. Прихромал сам, как только узнал, что гастролируем в Череповце».

Научная фантастика ждала Андрея несколько лет, ведь во всем, что связано с космосом, он настоящий профессионал: по первому образованию уроженец подмосковного Королева Мерзликин — радиотехник космического машиностроения. Предложение сняться в «Обитаемом острове» Федор Бондарчук сделал Андрею Мерзликину после съемок программы «Кино в деталях». «Он дал мне прочитать «Обитаемый остров», как ни странно — с прицелом на главного героя, — рассказывает актер. — Я прочитал, получил колоссальное удовольствие. Потом прошло еще какое­то время, я узнал, что он многим давал этот сценарий, но как человек адекватный, не расстроился. Я понял: это нормально, одно лишь то, что на какой­то момент он увидел во мне главного героя — уже ценно. А потом были пробы, он объяснил, что хочет сделать героя на десять лет моложе… А пробы были очень интересные. Потому что те, кто пробовались на «Обитаемый остров», все равно играли главного героя. Говорили его текст. А так как ясно, что главный герой очень красивый и накачанный, мы, готовясь к пробам у Бондарчука, кинулись в спортивные залы. Потом Федор мне сказал, что я — Фанк, и я уже прочитал сценарий и роман с точки зрения своего героя. Очень долго смеялся, что он выписан Стругацкими как большой, грузный, красномордый человек. А я немножечко другой. Но в этом и есть, я считаю, удовольствие и право кинематографа экспериментировать с литературным источником».

Сергей Виноградов
№6(22416)
16.01.2009

Источник: Газета «Речь»