14 января 2009 года. 14:52

«Автогражданка» подорожает

С 1 марта грядет существенное увеличение стоимости полисов обязательного автострахования
От 30 % до 60% может составить среднее увеличение стоимости полисов ОСАГО для череповецких водителей. Повысить цены планируется уже с 1 марта: проект корректировки тарифов на автострахование сейчас находится на рассмотрении в профильных ведомствах правительства РФ. Наиболее болезненно новые цены ударят по водителям­новичкам и тем, кто станет виновником дорожных происшествий. В то же время, по мнению страховщиков, увеличенные тарифы позволят «автогражданке» выйти на приемлемый уровень окупаемости. Согласно различным подсчетам, в Череповце убыточность обязательного автострахования вплотную приближается к 100 %.

Планируемые изменения коснутся только повышающих коэффициентов. Сегодняшний базовый тариф для легкового автомобиля в 1980 рублей, исходя из которого рассчитывается стоимость полиса, останется неизменным. Всех водителей, вне зависимости от стажа и возраста, затронет изменение территориального коэффициента: сейчас для Череповца он находится на уровне единицы. По оптимистичным прогнозам, он может быть увеличен до 1,3, по пессимистичным — до 1,6. Вырастет и коэффициент «опытности», на который также умножается базовая ставка. Так, для водителей моложе 22 лет и со стажем менее 2 лет предполагается увеличить коэффициент с 1,3 до 1,7. Кроме того, существенно (точные цифры не называются) повысить соответствующие коэффициенты предлагается для тех, кто становится виновником аварии. Более того, всерьез обсуждается инициатива увеличивать стоимость полисов для тех водителей, которые допускают грубые нарушения правил. Например, зафиксированный инспектором ГИБДД проезд под красный свет может обойтись не только административным штрафом в 700 рублей, но и новой ценой полиса автострахования.

— Никаких внутренних новостей, касающихся этих изменений, у нас пока нет, но решения ориентировочно будут приняты к 1 марта, — рассказывает руководитель череповецкого агентства компании «Росгосстрах» Виктор Кабисов. — Нужны ли эти изменения? Да, нужны. В некоторых регионах убыточность по ОСАГО зашкаливает за 100 %. В Череповце ситуация примерно такая же. По 2008 году у нас пока нет данных, но по итогам 2007­го каждый рубль, заплаченный нам клиентами по ОСАГО, приносил три копейки убытка. Если рассматривать чисто страховую деятельность без инвестиционной составляющей, то работа по ОСАГО убыточна.

По прогнозам страховщиков, в результате принятия новых тарифов рост средней стоимости полиса ОСАГО составит от 30 % до 60 % в зависимости от того, какие коэффициенты будут применяться к конкретному водителю. Согласно расчетам, скорректированные цены будут способствовать повышению роста премий по «автогражданке» на 10 — 15 %.

— В тарифной ставке ОСАГО есть критический момент по показателю выплат — 77 %, — разъясняет зам. директора череповецкого филиала СК «ЖАСКО» Иван Груздев. — Дальше возникает зона убытков, на покрытие которых автостраховщику надо откуда­то брать деньги. Особенно остро стоит вопрос о присутствии компаний в сегменте ОСАГО на убыточных по этому виду страхования территориях. В Вологодской области в целом обязательное автострахование убыточно примерно на 80 %, то есть наш регион относится к проблемным. Решающие факторы роста убыточности по ОСАГО — рост числа ДТП и рост стоимости запчастей и цен на ремонт машин. По статистике, в аварии чаще попадают молодые водители, поэтому инициатива увеличения коэффициентов для этой категории мне кажется логичной. Кроме того, логично ввести повышающие коэффициенты и для тех, кто нарушает правила. По крайней мере, это будет еще одним стимулом для соблюдения правил.

В то же время последняя инициатива вызывает множество вопросов, так как страховщики и ГИБДД не имеют общей базы данных по нарушениям и вряд ли смогут ее организовать в связи с требованиями закона «О персональных данных». Вариант с письменными запросами из страховых компаний в автоинспецию практически труднореализуем в связи с огромным объемом бумажной работы. Тем не менее, даже если новшество с повышением стоимости полиса для нарушителей правил не будет внедрено в жизнь, новые тарифы все равно ощутимо ударят по автовладельцам. Правда, страховщики заверяют, что у повышения цен есть и другая сторона.

— Сейчас водитель, машина которого пострадала в аварии, часто сам доплачивает за ремонт, хотя его затраты должен полностью компенсировать страховщик, — неофициально признался сотрудник одной из страховых компаний. — То есть страховая компания пытается сэкономить на каждом страховом случае, заплатить как можно меньше. Это ненормально, и идет это в том числе от того, что «автогражданка» не приносит прибыли. Если больше денег будет платить тот, кто попадает в аварию, тот, кто пренебрегает правилами, то это справедливо, так как за его счет страховщик будет начислять нормальные выплаты пострадавшим. Наказывать­то рублем ведь нужно нарушителей, а не тех, кто ни в чем не виноват.

Помимо повышения тарифов с 1 марта планируется также ввести систему прямого урегулирования убытков, когда пострадавший водитель будет обращаться не в страховую компанию виновника ДТП, а в свою. Также намечено введение упрощенного порядка оформления мелких аварий — без участия инспектора ГИБДД при договоренности водителей.

Как рассчитывается тариф на полис ОСАГО?

При расчете стоимости полиса для легкового автомобиля за основу принимается базовый тариф в 1980 рублей, к которому применяются различные коэффициенты: территориальный, возраста и стажа, количества лиц, допущенных к управлению машиной, срока страхования и срока использования автомобиля в течение года, мощности двигателя и так далее. Так, для легкового автомобиля мощностью от 70 до 100 л. с., который будет круглогодично эксплуатироваться водителем старше 22 лет со стажем за рулем более 2 лет, полис ОСАГО сейчас стоит по цене базовой ставки — 1980 рублей. Все коэффициенты в данном случае равны 1. Если же возраст водителя не превышает 22 лет, а стаж не превышает 2 лет, то для аналогичного автомобиля полис обойдется уже в 2574 рубля, так как будет применен коэффициент 1,3 по возрасту и стажу. Водитель, возраст которого превышает 22 года, однако стаж не больше 2 лет, заплатит за полис уже 2277 рублей. Базовая ставка умножится на коэффициент 1,15 возраста и стажа.

Андрей Ненастьев



[2]

Не покупать, а доставать. Не продавать, а отоваривать
№4(22414)
14.01.2009

Источник: Газета «Речь»