16 декабря 2008 года. 09:17

Любви все возрасты покорны

С пятницы по воскресенье на Советском проспекте пахло настоящим искусством и настоящей любовью
Театральная Шанель в исполнении Татьяны Макаровой благоухала на сцене Камерного театра. Спектакль «Танго для Шанель», премьера которого состоялась 12 декабря, собрал в одно «танго» настоящую «команду мечты»: Татьяна Макарова и народный артист России Олег Леваков (Театра имени Ленсовета) в главных ролях, песни в исполнении Ирины Федотовой, танцы ставила руководитель клуба «Бомонд» Ирина Мохова.

Автор пьесы «Танго для Шанель» москвичка Валентина Боровицкая, много лет сотрудничающая с Камерным театром, впервые прочитала текст о королеве парфюма череповецким артистам два года назад. Тогда пьеса была признана неплохой, но трудной для постановки на сцене. У театра свои законы, и, подчиняясь их кодексу, драматург Боровицкая трижды переделывала написанное, чтобы увидеть его сценическое воплощение. В итоге история любовной связи стареющей Коко и молодого немецкого дипломата Отто фон Траубера на фоне Второй мировой войны получилась прямой и четкой, как запах «Шипра».

Торговый дом «Шанель», неоднократно упомянутый в пьесе и спектакле, спонсором постановки не стал, но творение Боровицкой прочитал начальник СБК «Северсталь» Михаил Ставровский, который в бытность мэром Череповца всегда поддерживал Камерный театр. Во многом благодаря его хлопотам минувшим летом металлурги выделили средства на постановку.

Не менее интересна и история написания пьесы. «Меня всегда интересовали некрасивые женщины, которые поднялись над своей некрасотой, — признается писатель и драматург Валентина Боровицкая. — О Шанели я прочитала заметку в какой­то бульварной газетке. Там было два предложения, которые меня зацепили: говорилось о ее любовной связи с родовитым дипломатом, который был намного моложе ее, и в результате она его и оставила. Но сначала ради него она оставила дело, которое для нее было дороже всего на свете». Не один год потратила Валентина Николаевна, дабы вытащить на свет театральной рампы темную историю любви Шанель и Траубера. В числе прочих связывалась и с французскими историками. Даже в самом Париже были лишь жалкие крохи информации об этой страничке биографии Коко. «В какой­то момент я поняла, почему эту историю во Франции до сих пор никто не вспоминает: Шанель до сих пор не простили, что ее возлюбленным был немецкий офицер, то бишь оккупант», — считает Валентина Боровицкая. Она уверена, что история жизни Коко Шанель сегодня невероятно современна: родившаяся едва ли не в корзине у рыночной торговки и добившаяся высот признания, эта женщина утверждает, что всего в жизни нужно добиваться самим. Надеяться не на кого. «Когда вы оказались на самом дне горя в полном одиночестве, у вас есть одна дверь, куда вы можете постучать, — это ваша работа», — цитирует свою героиню Валентина Николаевна.

Народный артист России Олег Леваков с работой Коко Шанель познакомился несколько раньше, чем с работой Валентины Боровицкой. «Около года назад, когда приглашение из Череповца еще не поступило, я купил на пробу флакон одеколона новой мужской линии «Шанель», — рассказывает он. — Признаюсь честно, клюнул не на раскрученный бренд, а на запах. Наверное, это был какой­то знак». Впрочем, месяц назад Татьяна Макарова уже неслучайно получила из его рук на день рождения флакончик классических духов «Шанель № 5».

Как известный и бесконечно занятой артист и режиссер (несколько месяцев назад он поставил в Санкт­Петербурге бродвейскую пьесу «Развод по­женски», которая считается предтечей дамских игривых сериалов вроде «Секса в большом городе») сумел отодвинуть столичные дела в глубь своего ежедневника и выйти на череповецкую сцену в роли биографа Коко Шанель, мы спросили самого Олега Левакова. «Мы с Камерным театром давно дружим — вместе с Театром имени Ленсовета сюда приезжали, да и работали вместе над спектаклем «Старомодная комедия», — рассказывает он. — Когда от Татьяны Макаровой пришло предложение поучаствовать в спектакле «Танго для Шанель», я согласился почти сразу: понимал, что еду сюда на настоящую творческую работу, которая будет сочиняться и выдумываться по ходу. Я давно заметил, что у нас с Татьяной Геннадьевной общие творческие категории — мне с ней комфортно на сцене и вне ее. Что касается пьесы, то в первую очередь в ней меня заинтересовала личность Шанель — совершенно ренессансная дама для XX века, которая никем не может быть продублирована. Она создала стили и бренды для всего мира от Африки до Новой Зеландии. Я проникаю в тайны Шанель через своего героя — он пытается разгадать ее загадку, ну и я вместе с ним».

Пользуясь случаем, апеллирую к опыту Олега Левакова и спрашиваю: случалось ли ему принимать участие в постановках, где бы запах играл одну из главных ролей? Ведь в «Танго для Шанель» струящийся со сцены тонкий аромат духов был бы вполне уместен. Олег Александрович с забавной историей не затруднился. «На четвертом курсе театрального института мы сдавали экзамен по немецкому языку, — рассказывает он. — Требовалось сделать театральную постановку. Мы решили представить типичную немецкую семью — семь сыновей и их мамаша. Аудитория была маленькая, а еще занавеска в виде кулис. Перед спектаклем мы принесли из дома все духи, одеколоны и аэрозоли, которые смогли найти дома. За несколько секунд до нашего выхода надушили все «закулисье», и, когда открылся занавес, сильный «немецкий» запах ударил в комиссию. В итоге нам поставили пятерки».

Впрочем, ближе к финалу спектакля у зрителей и без парфюма слезились глаза — равнодушно наблюдать за трагической развязкой безумной любви Шанель и Траубера было невозможно. Многие поклонники Камерного театра давно убеждены, что малонаселенные спектакли получаются у Татьяны Макаровой и ее труппы лиричными и глубоко личными, а значит, трогают сильнее. «Танго для Шанель», в котором действуют пять персонажей, принадлежат к этому числу. Сама главный режиссер с этим согласна. «Чем больше партнеров, тем сетка взаимоотношений персонажей на сцене сложнее. До того доходит, что схему рисую — кто к кому как относится. Когда играем вдвоем или втроем, все яснее и проще. В том и плюс таких спектаклей, что ответственность за них лежит только на тебе — ни­кто тебя не подставит, слабо не сыграет. Когда героев много, я половину своей энергии перед спектаклем трачу на то, чтобы каждого настроить и «прокачать».

Сергей Виноградов
№237(22900)
16.12.2008

Источник: Газета «Речь»