Алексей Мордашов: «В ближайшие месяцы нам всем предстоит тяжелая борьба»
Сегодняшняя ситуация в металлургической отрасли крайне непроста, трудными будут и несколько ближайших месяцев. Однако у всех предприятий, входящих в компанию «Северсталь», есть потенциал, чтобы преодолеть эти трудности и выйти на новый виток развития. О том, что для этого придется сделать, говорил в понедельник на видеоконференции в Москве генеральный директор компании Алексей Мордашов. На связь с Москвой вышли города, где базируются основные предприятия «Северстали», — Череповец, Костомукша, Оленегорск, Воркута и СанктПетербург. Вот детальный отчет об этой конференции.
— В чем, на ваш взгляд, причины нынешнего кризиса и как он отразился на «Северстали»?
— Впервые, наверное, в истории России мы столкнулись с капиталистическим кризисом перепроизводства. Обычно такие кризисы случаются, когда производство непрерывно растет и начинает превышать спрос. В конкретной ситуации 2008 года кризис пришел к нам через финансовые институты, через кредитные организации, которые обнаружили, что значительная часть средств не может быть возвращена заемщиками. Первопричина — кредитная лихорадка в США. Финансовые институты последние годы выдавали фактически безвозвратные кредиты. На этой основе росло потребление, не подкрепленное реальными доходами людей. В итоге все закончилось образованием пузыря потребления и кредитов, который в определенный момент лопнул. Это, в свою очередь, привело к тому, что спрос на многие товары и услуги стал резко снижаться — в целом он сегодня примерно на треть ниже, чем производство. Ключевые потребители стальной продукции — «нефтянка», энергетики, автопром, строители — столкнулись с резким снижением спроса на свою продукцию. В результате они сократили объемы производства и, соответственно, потребление стали. В США спрос на сталь упал на четверть, конкретно для наших североамериканских и российских предприятий — еще больше. На складах у наших покупателей и трейдеров скопились большие запасы продукции, которые были нормальными при предыдущих объемах производства, но оказались чрезмерными в сегодняшних условиях потребления.
Впервые мы столкнулись с такой скоростью разворачивания кризиса. Третий квартал этого года был рекордным по результатам, хотя в сентябре мы уже замечали какието трудности. Но уже в октябре начали появляться серьезные проблемы, мы резко снизили объемы производства, в ноябре вышли на уровень 50 % загрузки. Производство упало практически в два раза за четыре недели.
— Какие действия намерено предпринять руководство компании в нынешних условиях?
— Наши действия тоже классические и понятные. Нам необходимо оптимизировать наши активы и привести их в соответствие с новым спросом. Мы рассчитываем, что спрос начнет оживляться в конце первого — начале второго квартала 2009 года, когда будет решена проблема избыточных запасов металла. И тогда наши клиенты начнут заказывать тот объем стали, что им нужен для поддержания нормального уровня производства. Мы рассчитываем, что постепенно спрос начнет оживляться, будет существенно выше, чем сегодня. Хотя мы не ожидаем, что он выйдет на уровень августа этого года.
Отсюда и вытекает набор наших действий. Нам необходимо оптимизировать издержки, это коснется сокращения инвестиционных программ, снижения расходов, и, к сожалению, нам не обойтись без сокращения персонала. Если мы примем все необходимые меры в сжатые сроки, то сможем добиться приемлемого уровня рентабельности и реализовать те программы, которые для себя намечали — по инвестициям, по развитию предприятий, развитию трудового коллектива, повышению заработной платы и т. д.
Но произойдет это не сразу, потому что нам необходимо провести реструктуризацию. В ближайшие месяцы и годы нам всем предстоит тяжелая борьба. Она потребует серьезного напряжения сил.
При этом у нас хороший потенциал, сильная производственная база, у нас хороший коллектив, хорошие связи с покупателями. Наши российские активы находятся далеко не в самом худшем положении по сравнению с конкурентами. Ситуация такова, что все зависит от нас.
Слово «кризис» в китайском языке имеет два значения: «проблема» и «возможность». Я уверен, что для энергичных людей в новой обстановке появятся новые возможности. Мы должны перейти к работе на новом уровне. Чтобы быть на нем конкурентоспособными и эффективными, мы должны провести реструктуризацию производства и его оптимизацию. У нас накопилось много непроизводственных расходов, много неправильных практик, много злоупотреблений, с которыми нам нужно бороться.
Так что нынешние трудности — не катастрофические. Всем нужно упорно трудиться.
— Какие меры, повашему, следует предпринять на государственном уровне?
— В одночасье изменить характер национальной экономики невозможно. Тем не менее у правительства, несомненно, есть резервы, позволяющие ему рассчитывать на то, что определенные действия провести можно и это даст какойто результат.
Что, на наш взгляд, нужно делать в первую очередь? Вопервых, поддержать конечный спрос. Например, через программы стимулирования спроса на жилье. Возможно, нужна какаято поддержка потребительских кредитов. Для нас, металлургов, прежде всего важно, чтобы наши покупатели работали. Потому что у «Северстали» сегодня нет финансовых проблем. У нас нет проблем с ликвидностью. У нас достаточное количество наличных денег на корпоративном балансе, чтобы обслуживать наши обязательства, как минимум, в течение года, достаточное количество кредитных линий. Главная наша проблема сегодня — это отсутствие заказов, отсутствие спроса на нашу продукцию. Поэтому для нас крайне важно, чтобы правительство стимулировало спрос. И оно собирается это сделать. Впрочем, кризисная ситуация развивается очень быстро, и сейчас трудно сказать, что будет через месяц, через квартал, через полгода. Поэтому диалог между правительством и бизнесом, между всеми заинтересованными сторонами очень важен. И такой диалог мы на сегодня, в общем, имеем.
— Многих волнует вопрос, может ли в условиях кризиса произойти национализация такого стратегического предприятия металлургии, как «Северсталь»?
— Никаких оснований для национализации нет. Она невозможна по российским законам, и причин для того нет. Да я и не думаю, что у когото есть желание национализировать «Северсталь», потому что для того, чтобы национализировать промышленность, необходимо ею управлять. Еще Советский Союз наглядно показал проблемы с управлением, которые несет государственная собственность на средства производства. И сегодня эффективность ЧерМК и других наших предприятий гораздо выше, чем была в советские времена. Поэтому никаких оснований для национализации мы не видим.
— Каков прогноз относительно будущего компании?
— Можно с полной уверенностью сказать, что ближайшие дватри года будут очень сложными для экономики и для нашей отрасли. В значительной степени объем заказов, как и выживание компании и наша с вами судьба, будет зависеть от нашей способности предложить клиентам продукцию в нужном ассортименте, нужного качества и по нужным ценам, а также предложить им отличный сервис. Будущее нашей компании зависит от нас с вами. Я уверен, что из этого кризиса «Северсталь» выйдет с успехом, став сильнее и эффективнее. Но необходимы усилия всех, кто работает на «Северстали», чтобы благоприятный для нас сценарий реализовался.
— Что ожидает работающих на предприятиях «Северстали»?
— Люди были и остаются нашей главной ценностью. Наша задача — сохранить профессиональную команду, лучшие кадры «Северстали». На всех предприятиях, в каждом подразделении вопрос оптимизации численности будет рассматриваться отдельно. На местах ведутся активные переговоры с действующими профсоюзными организациями, и мы будем стараться максимально соблюсти интересы работников нашей компании. Определенные договоренности уже достигнуты. Мы ведем постоянный диалог с федеральными и местными органами власти на предмет трудоустройства высвобождающихся сотрудников. Будут разработаны программы по обучению новым специальностям.
Однако мы не сможем сохранить все рабочие места. Сейчас изыскиваются возможности различных промежуточных вариантов: неполная рабочая неделя, вывод персонала в «простой» с выплатой 2/3 среднего заработка, отправка в отпуска и т. п. Мы и дальше будем стараться сохранить численность. Высококвалифицированных специалистов мы точно не сократим. Однако важно понимать, что кризис и его последствия продлятся не дватри месяца, а ближайшие несколько лет. Без сокращений нам не обойтись.
— Планируется ли в связи с кризисом продавать какието из действующих активов «Северстали»? Какие?
— Сегодня мы не планируем продавать активы потому, что, вопервых, верим во все наши активы, верим в возможность их реструктуризации, получение хорошей доходности, в конечном счете. Вовторых, сейчас мало что можно продать по разумным ценам, поскольку кризис касается всех и всего. И конечно же, никаких существенных денег получить за какиелибо активы сейчас невозможно. Компания строилась эти годы в соответствии с определенным планом. Мы очень верим в наши североамериканские активы, они имеют существенный, огромный потенциал роста. Верим в Череповецкий металлургический комбинат, который имеет огромный потенциал роста. То же касается наших горных и метизных активов. Мы верим в наши европейские активы. Огромный потенциал роста у всех активов нашей компании. Но всех их предстоит оптимизировать. Тем не менее мы будем сохранять весь периметр и развиваться на тех рынках, на которых «Северсталь» имеет присутствие. Эти рынки для нас стратегически важны, и активы эти стратегически важны.
— Как сегодня строится взаимодействие с властями Вологодской области и Череповца?
— Мы ведем постоянный диалог с властями Вологодчины и Череповца. Снижение объемов производства отразится на бюджетах всех уровней. Уже сегодня руководством региона прорабатываются меры по снижению расходов.
В свою очередь, мы будем помогать переучивать людей и содействовать развитию малого бизнеса. Речь идет и о бизнесинкубаторе «Агентство городского развития» — нашем совместном проекте с череповецкой мэрией. Думаю, теперь он станет еще актуальнее. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы совместно создавать рабочие места, — ведь наш бизнес в городе остается. Дирекция ЧерМК по кадрам напрямую работает сегодня с центром занятости.
— Какова судьба социальнобытового комплекса ЧерМК?
— Намечаемый процесс передачи части объектов СБК на баланс города, который планировался еще до кризиса и который должен быть постепенным, позволит сохранить социальную стабильность в Череповце, улучшить управление объектами культуры и спорта под единым муниципальным началом, сохранить порядка 700 рабочих мест в этой сфере. По сути, эти объекты спорта и культуры и так уже давно городские. В составе СБК остается орс, а также детский лагерь «Орленок», база отдыха «Торово». Кроме затрат по содержанию перечисленных объектов, ОАО «Северсталь» за счет фонда ДМС финансирует аренду оборудования и имущества МУЗ МСЧ «Северсталь». Расходы на медобслуживание в соотношении с численностью будут сохраняться.
Что касается остальных соцобъектов, то, по нашей информации, в связи с возможным сокращением бюджетов города и области на следующий год муниципальные и областные власти ходатайствуют о выделении средств на поддержание социальной инфраструктуры из федерального бюджета.
— Каковы планы руководства «Северстали» относительно строящегося трубопрофильного завода в Шексне и сервисных компаний ЧерМК?
— Мы будем достраивать завод в Шексне. Сейчас там продолжается монтаж металлоконструкций склада готовой продукции. По плану здание должно быть возведено уже в декабре текущего — январе будущего года. Первая партия оборудования поступит в конце января. Все основное технологическое оборудование должно быть поставлено до конца марта. Его установка запланирована на второй квартал 2009 года. Более того, на это предприятие смогут устроиться жители Шексны, которые уже имеют опыт работы на нашем предприятии (особенно в прокатных цехах, таких, как ЦГП). Таким образом, мы планируем трудоустроить порядка 350 человек.
Что касается сервисных компаний ЧерМК («Стоик» и «ССМТяжмаш»), то нам попрежнему нужен качественный и оперативный сервис. Конечно, объемы работ снизятся, поскольку мы активно сокращаем наши инвестиционные программы. Соответственно, будет пересмотрена численность работников наших ремонтных организаций. Принцип такой же, как и для всей компании. Профессионалы останутся в компании. Требования к работе, качеству и срокам будут более жесткими.
— Какие изменения в связи с кризисом затронут Корпоративный центр?
— Мы также планируем серьезные сокращения в Корпоративном центре, который, на мой взгляд, сегодня слишком велик. Поэтому нам предстоит его оптимизировать, и все мероприятия, о которых я говорил в отношении предприятий компании, коснутся и Корпоративного центра в полной мере. Мы также не будем индексировать заработную плату в Корпоративном центре, также будем сокращать персонал. И мы ставим перед собой очень серьезные задачи по возможной реорганизации бизнеспроцессов в Корпоративном центре с тем, чтобы радикально сократить численность, расходы на оплату труда и в целом все расходы Корпоративного центра. Мы радикально уменьшаем расходы на командировки, пересматриваем нормы суточных, мы вынуждены резко сокращать расходы на обучение. Словом, Корпоративный центр никак не останется в стороне от программ реструктуризации, сокращения численности и расходов.
— Мы возвращаемся к основам. Уверен, что каждый из вас понимает, о чем я говорю. Мы многое себе позволяли в последние годы — и в отношении к труду — такого, чего не должны были позволять, наши доходы опережали производительность труда. И сегодня сама жизнь ставит перед нами вопрос о нашей конкурентоспособности. И этому вызову мы можем и должны соответствовать.
Судьба нашего предприятия, судьба каждого зависит только от нас с вами. У нас хороший коллектив, хорошие фонды, но нам нужно много и хорошо работать. История мировой экономики, мировой металлургии дает нам массу примеров, когда предприятия оказывались в ситуации кризиса перепроизводства перед серьезным вызовом, однако находили в себе силы извлечь огромную энергию, позволяющую двигаться вперед. Так сегодня обстоят дела и с «Северсталью». У нас есть хороший потенциал, который мы можем и будем использовать с тем, чтобы обновленная, оптимизированная «Северсталь» снова развивалась динамично и шла вперед.
Сергей Комлев
№223(22386)
26.10.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →