Испания цыганская
Андалусские ритмы во Дворце металлургов
Стиль фламенко можно с одинаковым успехом назвать как известным, так и неизвестным — все, что знает о нем большинство россиян, ограничивается несколько сумбурным набором слов: «Испания — коррида — длинные платья — гитара». Да, все это встретится во фламенко, но встретится и многое другое: проникновенные песни, страстный танец, соединивший в себе культуры разных народов — цыган, арабов, иудеев. Череповчанам представилась замечательная возможность познакомиться с этим испанским явлением поближе — наш город посетил театр Томаса де Мадрида с новой программой «Портреты фламенко».Музыка испанских задворок
Говорить о фламенко можно долго, но так и не найти ответа на вопрос: что же это такое? Танец фламенко, гитара фламенко, ни с чем не сравнимое пение канте хондо являют собой ярчайший пример редкого своеобразия стиля. Фламенко — сравнительно молодое танцевально-музыкальное искусство, которое, зародившись в Андалусии, на одном из «перекрестков» культур, впитало в себя черты, мудрость и знания других, более древних цивилизаций: арабской, греческой, цыганской, еврейской, латиноамериканской. Таким образом, во фламенко соединилось множество стилей, которые разграничиваются до сих пор. Их объединяет импровизационность, импульсивность музыки — каноничным фламенко не было никогда, как не было и официальным искусством. Благодаря основоположникам стиля — рассеянным по всему свету цыганам и евреям — аналоги фламенко можно найти и в других странах: например, американский «черный» блюз или русский романс, при различных формах, имеют явные общие черты. В русском романсе, также впитавшем цыганские мотивы, порой наблюдается поразительное сходство с фламенко. Сколько русских, впервые услышав фарруку (название одной из разновидностей фламенко), расплываются в улыбке, говоря: «Так это ж наша «цыганочка»!» Кстати, испанцы, услышав «цыганочку», говорят: «Это же наша фаррука!»
А у нас — испанцы
в пляс.Так и на череповецком концерте испанские артисты театра фламенко напоминали привычный русскому глазу цыганский табор: те же цветастые платья, гитары, колоритная дородная матрона, исполняющая основную вокальную партию большинства композиций. Правда, у испанцев танец изящнее, гитарные партии похитрее, а вот энергетика поспокойнее. В «Портретах фламенко» принимали участие 10 человек — это гитаристы, певцы и танцоры, кстати, в числе последних оказались и Томас и Марта де Мадрид. Руководитель театра для своих 72 лет весьма бодр и танцует ничуть не хуже своих более молодых подопечных. Его ансамбль знаменит во всем мире — наиболее известной его работой стала хореография для оперы «Кармен» с участием Пласидо Доминго в 1979 г. В том же году Томас де Мадрид создал свою труппу, которая достаточно быстро завоевала популярность и была удостоена высших международных наград, в числе которых Золотая медаль Романского фестиваля.
Каблучкам не дали зазвучать.Одним из основных элементов танца фламенко является испанский вариант чечетки — для этих целей у выступавших имелась специальная обувь с металлическими набойками. Но для такой чечетки необходимо еще и специальное покрытие (пластиковые щиты), которое испанцы хоть и привезли с собой, да использовать не смогли: сотрудники дворца, не предупрежденные заранее, просто не успели снять «родное» покрытие сцены. Определенный звук, оказалось, можно «выстучать» и на нем, но было очевидно, что звучать должно немного по-другому.
Тем не менее испанцам надо отдать должное — старались как могли, и публика была в восторге. Особенно всем запомнилась шикарная дама в красном. Казалось бы, шлейф платья (метра полтора длиной) должен был помешать ей; но изящно откидываемый ножкой танцовщицы направо-налево, он из помехи превратился в неотъемлемый атрибут танца. Такой наряд является для фламенко традиционным и называется bata de cola — платье до пола, часто из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок.
Андалусской музыке аплодировали стоя — испанское блюдо пришлось череповчанам по вкусу.
К сожалению, в нашем городе пока негде научиться танцевать фламенко — об этом «Речи» рассказал руководитель клуба «Бомонд» Сергей Мохов:
— Самим фламенко мы не занимаемся — то, что рентабельно в Москве, не получается у нас. И если в обеих столицах уже давно есть самостоятельные школы фламенко, то мы пока не можем себе этого позволить — мало желающих. Дело не в преподавателях: те из нас, кто обучался в высших учебных заведениях, могут научить этому танцу. Очень жаль, что спрос невелик — для меня, например, это было бы очень интересно. На сегодня у «Бомонда» элементы фламенко есть только в пасадобле — танце испанских кабальеро, сложившемся несколько позднее.
Елена Срапян
№208(22371)
5.11.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →