20 октября 2008 года. 08:29

История в картинах

На свое 70­летие Художественный музей впервые выставил картины, которые из скромности не показывал
У этих полотен может быть неизвестен художник и год создания, но люди, на них изображенные, известны всему городу. Согласитесь, не так часто в жизни музейного экскурсовода выдается возможность сказать посетителям: «А вот, обратите внимание, это мой портрет». Художественный музей отметил 70­летие открытием выставки «Творенье рук — ума творенье». Ее экспонатами стали портреты сотрудников музея, созданные ими произведения и научные труды.

«Вообще­то, нам пятьдесят», — обескуражили корреспондента «Речи» в Художественном музее. И тут же объяснили. Оказалось, что многие годы музейщики Художественного отсчитывали возраст своего детища с 1957 года, когда в Череповце впервые открылся по самостоятельному адресу художественный отдел городского музея. Изначально власти планировали отрезать первый этаж пятиэтажки по улице Ленина, 90, под продуктовый магазин, однако вовремя поняли, что пища духовная важнее. Первая экспозиция была сформирована там. В том же помещении разместилась и изостудия, возглавляемая Сергеем Песковым. Ее занятия посещали многие ныне известные череповецкие художники. Без сомнения, центром притяжения для них на выставке станет картина неизвестного художника, на которой изображено типичное занятие студии. Наш проводник Татьяна Соболева, бывшая заведующая Художественным музеем, а ныне его же научный сотрудник, в многонаселенной картине узнала Сергея Пескова, директора музея Корнелия Морозова, художника Валентина Шагинова в юности и… вазу, скромно стоящую на белом постаменте. Ваза и поныне экспонируется в Художественном музее.

Все вышеописанное происходило полвека назад. Семидесятилетним же музей стал благодаря супруге Корнелия Морозова. В конце тридцатых годов городской музей был похож на айсберг — большинство экспонатов содержалось «под водой», то есть в фондохранилище. Из­за нехватки выставочных площадей в постоянную экспозицию попадали избранные экспонаты. Наконец в 1938 году художественная коллекция решила выделиться. И очень вовремя. Если еще за десять лет до этого собрание живописи в Череповце было весьма скудным, то в 30­е Череповец неожиданно получил пополнение из Государственного музейного фонда, Русского музея и Музея Академии художеств — в коллекции появились работы Репина, Кустодиева и Кандинского. Пускай и ученические, но штрихи мастера налицо. Немало ценных полотен подарил музею уроженец череповецких окрестностей, коллекционер Михаил Марков, который много лет работал художником­реставратором в Русском музее и Эрмитаже. Сегодня в собрании Художественного музея порядка восьми тысяч картин, охватывающих период почти в триста лет. А с иконами — на несколько столетий больше. Скоро в зале, освободившемся после отъезда Исторического музея в собственное здание, откроется экспозиция современного искусства, в которую войдут картины художников, чьи корни или биография связаны с Череповцом, — Ветрогонского, Пименова и других.

В разные годы сотрудники Художественного музея (как раньше, так и сейчас, здесь числится четверо работников) имели случай попасть в экспонат, то есть, на картину. «В 1985 году наш художник Владислав Сергеев предложил написать мой портрет. Было три продолжительных сеанса. Позировать, скажу я вам, невероятно тяжело», — вспоминает Татьяна Соболева.

На выставке помимо ее портрета представлены и изображения других заведующих и сотрудников музея разных лет — Татьяны Сергеевой, Светланы Черновой, Ольги Мельниковой и других.

О том, что настоящий музейщик не прочь оказаться по ту сторону выставочного стекла, говорит специальный раздел, посвященный талантам сотрудников: Сергей и Наталья Лопатенко продемонстрировали свои умения в ткачестве и гончарном искусстве, Людмила Ванеева — в живописи по эмали.

Сергей Виноградов
№197(22360)
20.10.2008

Источник: Газета «Речь»