20 октября 2008 года. 08:29

О пользе марксизма для спасения личного капитала

Самый актуальный вопрос по­следних дней: как следует по­ступать, когда финансовую систему лихорадит? Думаю, что лучший советчик здесь — опыт прошлого.
Мировой кризис 1998 года и последующие годы работы позволили мне сформировать свои личные «октябрьские тезисы» финансового поведения в период снижения рынка. 1998 год застал меня в Лондоне с кредитом за обучение. То время дало не только бесценный опыт работы с финансами в период экономического спада, но и укрепило мою убежденность в том, что уникальные возможности возникают сразу после кризиса. Начавшийся уже в конце 1998 года экономический подъем открыл для инвестиционного бизнеса широкие перспективы. Хотя осенью 1998 года такой оптимизм вызывал, по меньшей мере, удивление у многих, за исключением знатоков марксизма. Ведь еще в первом томе «Капитала» Маркс утверждал, что экономика циклична: рост и спад чередуются таким образом, что каждая новая фаза роста качественно превосходит предыдущую. В самом разгаре кризиса, писал классик, рождаются новые, более эффективные механизмы развития, которые и толкают экономику вверх. И в этом был абсолютно прав, история еще ни разу с ним не поспорила. Пожалуй, именно «Капитал» я бы советовал в качестве настольной книги игроков фондовых бирж. Особенно когда рост сменяется падением.

1. Мудрость толпы на финансовых рынках сомнительна: люди склонны покупать в период высоких цен и забирать деньги в период падения, не оправдывая даже изначальных вложений. Каждый кризис уникален, но ошибки, которые допускают инвесторы, желая спасти то, что осталось, одинаковы. Главная из них — паника, она способна помочь только фиксировать убытки от продажи подешевевших бумаг или лишить гарантированных процентов. Если ваши средства находятся в ценных бумагах (возможно, под управлением финансового института), то сейчас лучше просто «забыть» об этих деньгах в период нестабильности, а лучше, как минимум, на год. Сейчас большинство управляющих компаний ориентируют клиентов на срок инвестирования от трех лет. Тогда акции могут отыграть падение и, как минимум, вернуть убыток. Выходить из рынка сейчас — значит заранее отказываться от будущей прибыли роста, возможно, уже в 2009 году. Рынок расти будет, вопрос лишь во времени начала этого роста. По оценкам американской компании Dalbar (она более 20 лет изучает работу инвестиционных фондов), инвестор, постоянно находящийся «в рынке», зарабатывает гораздо больше того, кто занимается временной покупкой и быстро уходит, если котировки падают. Лучше всего не прекращать инвестиции в условиях кризиса. По данным Dalbar, таким образом в долгосрочной перспективе можно увеличить доходность вложений в акции в среднем на 50 %.

2. Фондовые рынки — цикличны, рост всегда сменяется падением и наоборот. Поэтому необходимо заранее, еще до того, как вы вложите деньги в ценные бумаги, подготовить себя к тому, что цена их будет колебаться. Иногда потери в цене акций, даже самых стабильных компаний — «голубых фишек», могут составить 70 %. С начала года акции Газпрома и Сбербанка, например, опустились соответственно на 63,6 % и 65,7 %. Но фундаментально российские акции в настоящее время сильно недооценены. Потенциал роста по большинству бумаг, таких, как акции ЛУКОЙЛа, Газпрома, Сбербанка, Роснефти или ВТБ, превышает 100 %. Поэтому финансовые старожилы на своем опыте доказали: чем глубже падает рынок, тем больше возможностей для заработка открывается перед инвестором. Лучшая защита от потерь — время. Если вы им не располагаете и выходите из инвестирования в период падения, убытки будут выше.

3. Никогда не следует класть все «яйца в одну корзину». Нынешняя осень показала: выигрывает тот, у кого средства распределены долями в разных активах. Это снижает общие риски. Золотое правило финансового управляющего — разносторонний портфель. Желательно кроме акций и облигаций включить в портфель банковские депозиты с гарантией возврата средств и недвижимость. Это дает большую устойчивость в период падения рынка. Внимательно изучите инвестиционный портфель управляющего вашими финансами, оцените, какие активы он включает.

4. С осторожностью относитесь к прогнозам и предсказаниям, особенно основанным на краткосрочных показателях. Оценивайте результаты работы финансового института, который управляет вашими деньгами, по итогам нескольких лет. Если в течение длительного срока он показывал стабильную доходность — то преодолев трудности, он сможет заработать для вас достаточно, чтобы отыграть потери. Но это вопрос в том числе и личного доверия.

5. Многие, читая эти тезисы, спрашивают, насколько эти правила работают и могут ли они обеспечить спокойствие клиентам СтальФонда. Буря на фондовых рынках — это проверка на прочность всех финансовых институтов. Для негосудар­ственных пенсионных фондов, и СтальФонд не исключение, этот год — сложное время. Бесспорно, нестабильность окажет влияние на нашу работу, и высокой доходности на этот год мы не ждем. Стратегия СтальФонда на протяжении многих лет неизменна, она изначально была рассчитана на работу как в условиях роста, так и во время спада. Что в ней главное? Во­первых, мы стремимся к тому, чтобы наши вкладчики могли сами, взвешенно и рационально, планировать инвестирование своих средств. Во­вторых, НПФ работают с «длинными» деньгами (срок инвестирования в среднем 5 — 7 лет), поэтому ориентируются на долгосрочную стратегию вкладов, здесь важнее всего — стабильность. Долгосрочному инвестору, которым является любой НПФ, на «падающем» рынке не имеет смысла принимать краткосрочные решения и продавать качественные, но временно дешевеющие активы. Стратегия их сохранения позволяет НПФ впоследствии обеспечить клиентам выгоду в период роста рынков, когда цена этих активов изменится. Полагаю, что в долгосрочной перспективе нынешний «просевший» рынок нам даже окажет помощь. После временного спада рынок снова начнет активно работать — необходимость инвестировать и получать прибыль будет у людей и через год, и через 10 лет. В­третьих, мы строим инвестиционную политику, распределяя риски. Наш инвестиционный портфель включает финансовые инструменты (депозиты, государственные облигации, акции) и строительство недвижимости. Это дает нам необходимую устойчивость. Если не избежать убытков в одном направлении — его страхует другое.

И напоследок. История не в первый и не в последний раз учит нас принимать взвешенные решения. В среднем на каждую человеческую жизнь приходилось не менее двух крупных кризисов и периодов благоденствия и роста. Истина, проверенная временем. Карл Маркс в свое время верно писал, что период спада пройдет, слабые компании и банки уйдут с рынка, а эффективные создадут новые правила игры — экономический цикл начнется снова.

Андрей Никитченко, президент Нпф «Стальфонд»
№197(22360)
20.10.2008

Источник: Газета «Речь»