17 октября 2008 года. 10:30

Без паники

Обернутся ли «кризисные» настроения горожан ажиотажным спросом на товары?
Если еще месяц назад рядовые череповчане не придавали особого значения мировому финансовому кризису, как чему­то далекому и не касающемуся напрямую нашей жизни, то в последние дни эта тема стала одной из наиболее обсуждаемых. Потребительские настроения самые разные: от стремления побыстрее избавиться от свободных денег до попыток свести расходы к минимуму. Отразился ли кризис на продажах в череповецкой торговле и на ценах?

В большинстве магазинов (были опрошены сотрудники таких предприятий, как «Каравай», «Вега», «Простоквашино» и др.) особого ажиотажа в связи с мировой экономической ситуацией не наблюдается. Где­то немного выросли продажи подсолнечного масла, где­то — консервов, но гастрономической паники пока не ожидается:

— У нас все спокойно, ни о каком резком росте спроса нет и речи. Недавно было что­то похожее — три недели назад покупатели сметали консервы, у нас даже полки стояли пустые — но эта волна схлынула, и новой не наблюдалось, — рассказывает Елена Вершинина, директор магазина «Вега».

Комментирует ситуацию Евгений Гоголицын, генеральный директор ООО «Пищевик», депутат городской Думы:

— Непосредственно на продуктовой сфере города финансовый кризис не отразился никак, потому что она как являлась, так и до сих пор является наи­более устойчивой частью экономики. Мы никогда не получали сверхприбыли, но и больших кредитов не брали тоже. Я сейчас говорю именно о череповецкой, местной, торговле, потому что у федеральных систем несколько другие схемы капиталооборота. Могу сразу успокоить: никакого резкого повышения цен пока не ожидается, только в случае совсем уж непредвиденных событий — вторжения Китая на нашу территорию, например, — смеется Евгений Анатольевич. — Я общаюсь со многими предпринимателями города, и все они чувствуют себя спокойно — для паники нет ни малейшего повода. Можно было ожидать повышения спроса, но этого также не случилось. Никаких скачков, никаких падений.

Комментарии продавцов бытовой техники разнятся: кто­то считает, что на их продажи повлияла экономическая ситуация в России, кто­то так не думает. Но никто не отрицает очевидного факта — технику стали раскупать намного охотнее. Так, например, представитель магазина «Эльдорадо» полагает, что наблюдается обычный сезонный рост продаж и единственным отличием этого года от прошлого является очень низкая доля кредита, который банки нынче выдают крайне неохотно. Не согласен с ним Сергей Бусыгин, менеджер по рознице компании «МБТ»:

— Безусловно, кризис на нас отразился — продажи выросли. Но я считаю, что о каком­то диком ажиотаже говорить пока рано. Просто те люди, которые готовились приобрести бытовую технику, например, осенью или зимой, приобретают ее сейчас. Возможно, у нас в дальнейшем появится больше клиентов за счет того, что мы предоставляем соб­ственный кредит — насколько нам известно, у банков сейчас с этим проблема. Накануне «МБТ» провел собственный мониторинг, в ходе которого выяснилось следующее: в большинстве случаев невозможно получить кредит, даже при высокой процентной ставке.

Представитель магазина «Гарант» Анатолий Чернов придерживается другого мнения:

— На нас финансовый кризис отразился очень плохо. Да, сейчас люди все сметают, спрос очень высокий, но мы беспокоимся о том, что будет завтра. Нарушение отношений с банками очень опасно — никто из предпринимателей сейчас не готов вкладывать в товар наличные средства, и мы в том числе.

На вопрос, поднимутся ли цены, Сергей Бусыгин ответил однозначно:

— Конечно поднимутся. Основная проблема в том, что большая часть товара идет от поставщиков из Москвы и Санкт­Петербурга. Все эти предприниматели также пользуются кредитами, причем европейских банков. А финансовая волна из Европы уже идет — кредиты уходят из России. Местных кредитов для такого бизнеса явно не хватает, и в итоге ситуация складывается следующая: ужесточаются условия поставки, все переходят на наличные (естественно, без предоставления рассрочек), причем в своих ценах стараются учесть будущую инфляцию.

Хотя сезон приобретения зимней верх­ней одежды в самом разгаре, из­за кризиса объемы продаж шуб упали катастрофически.

— У нас очень тяжелая ситуация, шубы не покупают, — рассказали нам в одном из магазинов. — Не то чтобы мало, вообще никак. Ведь у нас меховые изделия стоят от 5 до 94 тыс. руб., а городские банки либо не дают кредит, либо просят страховочную предоплату 30 % — многие люди на это не согласны, да и горожане сами сейчас боятся брать кредиты. Нашими покупательницами в основном были женщины с «Северстали», а они сейчас беспокоятся о своем будущем. Кроме того, ожидается повышение цен на шубы в связи с кризисом — в Москве закупочные цены уже выросли на 30 %.

Схожим образом нам отвечали и в остальных меховых магазинах города.

Представители череповецких автосалонов заявляют, что существенного снижения объемов продаж машин в связи с финансовым кризисом и ажиотажем во­круг него пока не наблюдается. Однако кризис отчетливо сказывается на поведении покупателей.

— С наличными люди к нам не кинулись, но пошел вал клиентов, желающих купить автомобиль в кредит, — рассказывает генеральный директор «Тойота Центр Череповец» Александр Тришин. — Нашим сотрудницам буквально некогда чаю попить: постоянно нужны консультации по кредитам, расчеты платежей и так далее. Некоторые банки уже подняли ставки, но людей это, видимо, не пугает. Мы также заметили, что стало больше отказов по кредитам: отдельные банки отказались от повышения ставок, но серьезно ужесточили требования к заемщикам. Изменятся ли цены на машины? Изменятся, но с финансовым кризисом это никак не связано. Недавно было подписано соглашение с «ТОЙОТА МОТОРС», и мы получили статус уполномоченного партнера «Тойота». В ближайшей перспективе с вводом в эксплуатацию нового автоцентра на Октябрьском проспекте — статус официального дилера. Этот статус обязывает нас торговать автомобилями по единым дилерским ценам. Естественно, они ниже тех, что были в автосалонах Череповца ранее.

По словам руководителя ООО «КМ/Ч­Череповец» Алексея Володарского, в салоне «КМ/Ч» снижения темпов продаж также не наблюдается, но возникают аналогичные проблемы с кредитными автомобилями.

— Стали возникать, например, такие ситуации: мы получаем уведомление о том, что банк дал клиенту «добро» на кредит. После этого человек должен пойти в банк и заключить договор, — объясняет г­н Володарский. — Но когда он приходит в банк, оказывается, что в кредите ему уже отказано. Появились случаи, когда клиенты отказываются от ранее заказанных у нас машин: приходят и говорят, что в связи со снижением зарплаты они уже не могут купить заказанный автомобиль.

Как говорят специалисты, возможно, что в сегодняшних условиях некоторые мелкие автосалоны (особенно располагающиеся на арендуемых площадях) просто закроются. Пока ходят слухи о закрытии двух таких автосалонов, но их подтверждения нам найти не удалось. Вместе с тем представители автосалонов склонны считать, что кризис может спровоцировать не снижение, а наоборот, увеличение спроса на машины. Все дело в другом виде кредитования — ипотечном, который большинство банков либо свернули, либо приостановили, либо фактически не свернули, но установили, по сути, заградительные требования к заемщикам.

— Те средства, которые человек планировал направить на строительство квартиры, он вложит в автомобиль, чтобы его деньги не обесценились. Машина в этом случае станет средством инвестирования, — считает Алексей Володарский.

* * *

Однозначный вывод из всего вышесказанного сделать трудно: экономическая ситуация в стране на различных сферах торговли сказалась по­разному. Но одно можно сказать точно: для чрезмерного беспокойства повода у рядовых череповчан пока нет. Повторения дефолта 1998 года не ожидает никто — даже те компании, для которых финансовая обстановка последних дней сулит немалые убытки. Поэтому хочется призвать наших читателей не поддаваться влиянию разнообразных слухов и занимать по отношению к рынку выжидательную позицию — это оптимальное поведение человека в условиях финансового кризиса.

Елена Срапян, Андрей Ненастьев
№196(22359)
17.10.2008

Источник: Газета «Речь»