15 сентября 2008 года. 11:08

Броня крепка, и танки наши быстры?

Россия наращивает военную мощь в условиях новых военных угроз
На минувшей неделе Госдума провела «парламентский час»: в закрытом режиме депутаты рассмотрели задачи и проблемы Вооруженных сил РФ в условиях новых военных угроз. В том числе проблемы, связанные с операцией по принуждению к миру Грузии в военном конфликте с Южной Осетией. Наверное, нас нисколько не удивит, если при верстке трехлетнего бюджета на 2009 — 2011 годы солидно вырастет военная составляющая. Мы даже будем «за», поскольку усвоили кавказский урок: уговоры не действуют на эмоционально неуравновешенных, вооруженных до зубов политиков. Дей­ствует сила. Вероятно, только на военную мощь отреагируют и боевые корабли США с «гуманитарной помощью» для Грузии, которые бороздят Черное море у самых наших границ. Но какой должна быть военная мощь России?

Владимир ИЗОТИН, председатель территориальной избирательной комиссии Череповца:

— В России должна быть достаточно мощная армия для того, чтобы противостоять любому посягательству. А вот ее качество должны определить военные. Полагаю, и сокращение сроков службы в армии потребует дополнительных затрат, иначе цель не будет достигнута. Почему бы не взять опыт других стран, к примеру, Израиля, где за короткий период готовят резерв. Насколько я в курсе, в израильской армии и мужчины, и женщины проходят военную подготовку. Необходимо обучить людей, чтобы в случае мобилизации они не баранами смотрели на новую технику, а знали, как с ней обращаться. И еще один момент: нужно платить тем, кто проходит военную переподготовку — раз в год или в два года. Опять же это опыт других стран: люди с удовольствием осваивают военную науку, поскольку получают за это деньги. Насколько открыта наша армия? Я считаю, открыта. Я отслужил срочно (1968 — 1970 гг. — авт.), ко мне мать приезжала, ей все показали: где спим, где едим, как служим. Другое дело, техника. Военные секреты нет необходимости раскрывать, поскольку противник будет искать способы противодействия. В годы Великой Отечественной войны недаром же зачехляли «катюши» и снабжали специальным устройством: взрывали, если появлялась угроза того, что оружие попадет в руки врагов. Потом немцы изобрели «ванюши» — грубо говоря, содрали технологию. Есть такая поговорка: «Не хочешь кормить свою армию, будешь кормить чужую».

Виктор КОРОТКОВ, директор Представительства Международного Института Менеджмента «ЛИНК»:

— Мир становится более совершенным с точки зрения его интеграции, уровня сложности, в том числе и за счет развития технологий: социальных, технических, информационных. Конкурентоспособность России в мире связана с развитием ее системной целостности. Один из компонентов — обороноспособность. Затраты на военную мощь необходимы, но они должны быть сбалансированными. В этом смысле я сторонник укрепления обороноспособности нашего Отече­ства. Вспомним известный иронично­удручающий афоризм советского прошлого: «СССР — это Верхняя Вольта с ядерными ракетами» (Верхняя Вольта до 1994 года, ныне Буркина­Фасо — государство в Западной Африке — авт.). Конечно же, теперь о России так не скажешь. Но, с другой стороны, Россия вызывает страх как действительно конкурентоспособная, глобальная держава в том пространстве, которое до недавнего времени считалось однополярным миром. Страх должен быть преодолен. Военные конфликты развиваются по стандартному сценарию: победитель и побежденный. Не самый удачный сценарий, поскольку победитель не остается победителем навсегда, а побежденный мечтает о реванше. Думая об обороноспособности, нужно думать о развитии интеллекта, смыслов, миссии, в конце концов. Всегда есть и голуби, и ястребы. Всегда есть те, кто, думая о мире, готовится к войне; кто думает о войне, укрепляя мир. Будущее Земли во многом связано с той миссией, которую может предложить Россия. В чем, на мой взгляд, наши проблемы? В разрыве между интеллектуальным руководством страны — и, к сожалению, очень бюрократизированной управленческой вертикалью. Информационную войну на первом этапе мы проиграли. И этот проигрыш связан с тем, что не сбалансированы все компоненты, в том числе и обеспечение международного статуса России. Это огорчает. Я еще раз подчеркиваю: руководство в стране сегодня принадлежит интеллектуалам, а не ястребам. Именно поэтому безрассудные действия со стороны государственного управления, на мой взгляд, исключены. Вопрос в том, насколько в целом общество готово к тому, чтобы понимать всю ответственность, выросшую в связи с изменившимся статусом России. Мы должны перестать пугать просвещенных европейцев неукротимостью темперамента, а во многих случаях по­прежнему, в общем, варварскими нравами (я имею в виду неуемные траты, демонстрацию «уникальных» возможностей богатств). На протяжении всей вековой истории Россия никогда не была агрессором. Да, у нее были имперские амбиции, свои геополитиче­ские интересы, но она не изменилась в своих ментальных моделях. Россия по­прежнему страна с миролюбивым народом с одной стороны, и со своим пониманием предназначения «барьерного» статуса — с другой.

Сергей ИЛЬИН, директор школы № 11:

— Профессионализм армии крайне необходим. Этот уровень надо поддер­живать не только в высших учебных заведениях, но и в средне­профессиональных училищах (после 9­го класса), которые готовят, к примеру, военных техников, инженеров по обслуживанию оборудования. Армия, я считаю, страдает из­за недостатка высококвалифицированных кадров. Во­вторых, я думаю, нужно повысить срок службы наших ребят. За один год призывников ничему не научат. Я сам служил в армии (тогда шла война в Афганистане). Большая роль должна уделяться техническому перевооружению, военным технологиям. Сначала нужно самим вооружиться в соответствии с современными требованиями, а потом уже продавать оружие. В школах нужно возрождать уроки начальной военной подготовки. Когда я учился, у нас был такой предмет, а ребята проходили военные сборы. Надо обращать внимание и на психологическую сторону военной мощи. Наши дети приходят в армию не готовыми работать в коллективе, не умеют общаться, разговаривать, плохо знают психологию. Отсюда дедовщина, неуставные отношения. Армии нужны высококвалифицированные педагогические военные кадры, которые умеют работать с молодежью.

Татьяна Ковачева
№172(22335)
15.09.2008

Источник: Газета «Речь»