Чего ждать от цен осенью?
А ничего хорошего — считают и горожане, и чиновники
Однозначного ответа на вопрос, вырастут ли цены на продукты питания в сентябре, независимые эксперты розничного рынка не дают. Городские власти, как и областные, отслеживают ситуацию только по факту. Но все мы видели, как в августе цены росли тихой сапой. А в сентябре того и гляди грянет очередная осенняя ценовая «шоковая терапия».
Экономика неразрывно связана с политикой. Стоило возникнуть политической пикировке России и США, как она тут же перешла в экономическую плоскость: возможное ограничение поставок «ножек Буша» аукнулось ростом цен на мясо в магазинах и на рынках. В конце августа этим ослаблением конкуренции воспользовались поставщики сырья. Соответственно подорожали и мясные изделия. «Вчера покупал сосиски с сыром по 180 рублей за килограмм, а сегодня они уже больше 200 рублей стоят», — жалуется нам читатель. «Скромно» подтянулись и другие продукты питания. «Литр подсолнечного масла еще в июле брала за 55 рублей, в августе цена взлетела до 70 рублей», — возмущается Татьяна Аркадьевна. И таких примеров множество.
Справедливости ради надо отметить, что в августе семейная авоська с продуктами в целом подорожала ненамного. Сработал фактор сезонности.
— За август в среднем товары и платные услуги в области подорожали на 0,8 % — это индекс потребительских цен, — говорит Константин ЕФРЕМОВ, руководитель Вологдастата. — В частности, продовольственные товары подорожали на 0,3 %, услуги — на 1,8 %. Причем, хочу подчеркнуть, в целом в августе произошло замедление инфляционных процессов. А по России за последние две недели зафиксирована нулевая инфляция — за счет того, что идет сезонное снижение цен на овощи, на некоторые непродовольственные товары. К примеру, заморозились и даже наблюдается некоторое снижение цен на бензин. Сосиски? Да, в августе произошел рост цен на мясо — на 2,38 %, в частности на говядину — на 2,8 %, сосиски и сардельки выросли в цене на 5 %. Но это ведь отдельные продукты, а я говорю о совокупности роста цен на продукты питания — 0,3 %.
И все же — на дворе сентябрь, а сезонные цены на картофель, капусту, морковь, лук, свеклу все равно кусаются. Помидоры, огурцы, болгарский перец упорно не сдают (и уже не сдадут) рубежа в 35 — 45 рублей за 1 кг. И это — при сезонном снижении. А что же будет дальше? И могут ли предпринять какието меры городские власти?
— Городские власти здесь ни при чем, — объяснили нам в отделе ценообразования мэрии. — Цены на продукты питания не являются регулируемыми. Их формирует рынок. Поэтому мы не можем сказать вам, насколько подорожала продукция мясо, хлебо или молкомбината в августе и насколько она подорожает в сентябре. Регулируемые (постановлениями правительства РФ) цены — это жилищные и коммунальные услуги, городские пассажирские перевозки, детское питание, лекарственные средства, хранение задержанных транспортных средств, общественное питание в столовых при учебных заведениях и т.д.
Хорошо, но должны же наши аналитики отслеживать ситуацию на розничном рынке. И должен ли ктото предупреждать о грядущем росте цен?
— Прогнозированием мы не занимаемся, — говорит Елена АВДЕЕВА, начальник управления городской экономики и торговли. — Мы отслеживаем ситуацию по факту: анализируем то, что произошло за истекший месяц на розничном рынке. Сегодня мы можем сказать, как выросли цены по всему ассортименту продукции в июле. Прогнозы в наши полномочия не входят.
А вот механизм предупреждения в Череповце существует. В виде договоренности между производителями и городскими властями — добровольно (не обязательно) уведомлять власти о текущем изменении цен. Соглашение есть, но уведомлений в августе не было.
Местные производители неохотно комментируют перемены в ценовой политике. Причин для оптимизма мало. Вчера нам удалось встретиться только с директором мясокомбината.
— Цены, конечно, постоянно растут, — согласился Владимир ЛАМТЕВ, директор ОАО «Череповецкий мясокомбинат». — Основная причина — подорожание сырья. В себестоимости нашей продукции сырье занимает долю до 80 %. И как бы мы ни старались экономить тепловую энергию, электричество, малейший подъем цены на сырье приводит к росту цен на нашу продукцию. В августе особенно взлетели цены на свинину; с начала года на свинину — на 35 %, на говядину — на 18 %. Я уже не говорю об удорожании компонентов — оболочки, специй. Владимир Петрович назвал типичные причины удорожания. Дефицит сырья, рост цен на энергоносители (отечественные монополии), диктат крупных торговых сетей. А что по этому поводу думают антимонопольщики?
— Мы прогнозов не даем, — говорит Александр САЗОНОВ, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области. — Но, как утверждают аналитики, и мировые, и наши, мы вступили в десятилетие высоких цен. Объясняют это дефицитом продовольственных ресурсов, что связано с растущим потреблением в развивающихся странах. Зерно, топливо — две основные и глобальные причины удорожания продовольствия. Ни в России, ни в области цены на продовольственные товары не регулируются. Если говорить об антимонопольном законодательстве, то, я считаю, нужно ужесточать законы в отношении крупных торговых сетей. В мегаполисах особенно заметно, как они зажимают тех, что помельче, а это тоже составляющая ценообразования.
Татьяна Ковачева
№164(22327)
03.09.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →