2 сентября 2008 года. 11:07

Иногда, лучше жевать, чем говорить

Иногда, лучше жевать, чем говорить или откровения от Евгения Шулепова

В Вологде, как и по всей России, начался новый учебный год. Было много поздравительных слов, подарков, цветов, слез умиления и радости, а также клятвенных обещаний чиновников приложить максимум усилий, чтобы сделать оплату труда педагогов достойным его роли в обществе. В общем, как всегда...
А накануне «Дня знаний» в Русском доме Вологды прошел традиционный августовский педсовет, который дал старт новому учебному году. В этом году учителя и директора школ, депутаты Законодательного собрания области, Гордумы, представители Правительства области и Администрации Вологды обсуждали «Приоритетные направления развития муниципальной системы образования». Так уж случилось, что Педсовет имел особое значение, я бы даже сказал стратегическое. Не за горами выборы главы Вологды, бюджетники – учителя, врачи, библиотекари составляют немалый процент потенциальных избирателей, и настроить их на «правильное» голосование первостепенная задача органов власти и соответственно партии «Единая Россия». Поэтому нет ничего удивительного в том, что со своим спичем выступил ныне основной кандидат от «партии власти» (в недавнем прошлом «дублер» и.о. главы Валентина Горобцова), на кресло главы областного центра Евгений Шулепов. Однако, читая его дословную речь, перед педагогами в очередной раз убеждаешься, что Евгению Борисовичу, иногда, лучше жевать, чем говорить. Что случилось со спичрайтерами Шулепова остается загадкой… То ли они отнеслись к своим обязанностям «спустя рукава», то ли вообще не подготовили «тронную речь», то ли Евгений Шулепов вообразил себя Цицероном и решил выдать «на гора» образец собственного красноречия и остроумия. И уж совсем не хочется думать, что данное выступление кандидат произносил после больших посиделок с друзьями. Так как буквы в слова, а слова в осмысленные фразы, соответственно упорно не складывались.
Вот, например, самое начало выступление Евгения Шулепова:
- Особые опасения мне хотелось бы выразить нашим ветеранам, которые и в доброе советское время и в так называемой перестройке ответственно относились к выполнению своих обязанностей, воспитывали наших детей, заявил докладчик. Это сразу вводит в состояние некого ступора. Сколько себя помню, всегда к ветеранам относились с должным почтением и уважение и выражали им исключительно благодарность за их верность профессии и нелегкий труд, а вот слова опасения, это что-то новенькое. После чего потенциальный градоначальник махом присоединился «ко всем пожеланиям, высказанным в этом зале предыдущими ораторами». Как на дне рождения, честное слово! Это когда самому сказать лень, а напрягать извилины не хочется. Однако чтобы у педагогов не возникло подобных крамольных мыслей, Евгений Шулепов заверил собравшихся, что «подготовил четыре доклада и вообще я всегда готовлюсь к своим выступлениям», но «выслушав всех предыдущих ораторов, я решил отказаться от них». Стало обидно за вас, Евгений Борисович, наверное, ночей не спали, не одну чашку крепкого черного кофею выпили, а вот не судьба, все «в стол», все насмарку.
Но, затем оратор оправился и полностью отдался на волю нахлынувших чувств и мыслей и как говориться, расплылся «мыслью по древу».

И тут Остапа понесло…

Как выяснилось, слушая предыдущих выступающих «три вещи особо резанули сегодня ухо в результате докладов». Первая же «вещь» заставила педагогов втянуться в кресло и забыть захлопнуть рот от изумления:
- Вообще эта отрасль нужна для чего нам, задал педагогам вопрос Евгений Шулепов. И сам же на него ответил:
- В вашем документе четко прописана цель образования: это какое-то там движение вперед и самое главное - это способствовать социально-экономическому развитию России, по-простому скрестил «ужа с ежом» Евгений Борисович.
Такой подход к системе образования его явно не устраивал. Слегка попутавшись, поплутав в статистике и цифрах студентов-вологжан, Евгений Шулепов, выдал «свежую» мысль, что «наши производительные силы не готовы сегодня проглотить такое количество специалистов с высшим образованием. Они не нужны сегодня России», безапелляционно заявил «дока» в области образования. Вероятно, чем привел в сильное уныние и нервный трепет подрастающее поколение. Посудите сами, кому приятно узнать, что годы, проведенные в институте или университете, оказывается, выброшены на ветер. Где же вы были раньше, Евгений Борисович? Думаю, вы себя явно недооцениваете и кресло министра Андрея Фурсенко, было бы вам, как раз - впору. На худой конец, кабинет вице-губернатора областного правительства Ивана Позднякова. Что же предлагает без пяти минут глава Вологды Евгений Шулепов? Тоже весьма «свежую» мысль – профориентацию. В его устах это прозвучало не меньше, чем откровения мирового масштаба:
- Назначение учителя в том и заключается, что из каждого алмазика сделать бриллиант. Но бриллианты бывают разные: один во-о-т такой бриллиант, другой - вот такой, а ведь есть совсем маленькие бриллианты, но это тоже ценные вещи. То ли это будет сапожник, но суперсапожник, то ли это будет портной - но суперпортной, то ли это будет академик Нобелевской премии, это тоже супер, будет огромный алмаз - ценность российская, продолжал философствовать Шулепов. Вы что-нибудь поняли из этого свободного потока сознания? Я так понял, что кролики – это не только ценный мех, но вчера были раки, маленькие, но по три рубля, а сегодня ну очень большие, ну во-о-т такие бриллианты, но по пять…
Евгений Борисович, уважаемый вы наш радетель за интересы России, да будет вам известно, что на «суперсапожников», как и на «суперпортных нигде в мире не учат. Для того чтобы ими стать, нужен «во-о-т такой» ТРУД! Плюс знание, прилежание, опыт и толика таланта. Что же касается «академика Нобелевской премии», это знаете ли вообще новое словосочетание в истории русского языка, которое впору запатентовывать. Я в силу своего невежества всегда считал, что в мире есть лауреаты Нобелевской премии, и как, это не парадоксально, далеко не все из них академики!
Впрочем, ничего страшного, ну оговорился человек, с кем не бывает. Но вот далее мысль потенциального главы города принимает еще более причудливые и витиеватые обороты. Мол, вы учителя, и должны помочь «двигаться» школьнику, «куда ему пойти - или математику учить, а может быть трактористом быть»:
- Я тракторист третьего класса, закончил Огарковскую среднюю школу, и не жалею об этом. Это помогло мне в жизни, и я знаю, что если сейчас меня выгонят с работы, я на тракторе точно обеспечу свою семью, похвалился рабоче-крестьянской профессией Евгений Щулепов.
Эка, куда вас занесло! Евгений Борисович, я, честно говоря, математику тоже не жаловал, но знаете, заявить учителю, что я буду трактористом и мне ваша математика, на фиг не нужна – это сильно! Я, конечно, понимаю, что сейчас есть калькуляторы, да и грамотных бухгалтеров и экономистов хватает, но как же вы при такой «любви» к точным наукам будете дебет с кредитом городского бюджета сводить? Еще одна загадка, однако. Может все-таки вернуться к истокам, то есть к трактору?
Еще один пассаж оратора требует дословного воспроизведения. Обращаясь к учителям со своими неординарными мыслями, Евгений Борисович, по-рабочему, по-простому так и врезал:
- Я сейчас говорю очень резко, время мало осталось на обсуждение, чтобы вот как-то быстрее это дошло. Профориентация, еще раз профориентация и профориентация.
Ну, как пить дать - Владимир Ильич! Учиться, учиться и еще раз учиться! Правда, насчет того, чтобы «быстрее дошло», как-то нехорошо получилось. Вроде как педагоги собрались, люди грамотные, не трактористы, университеты закончили…
Но в умственных способностях вологодской интеллигенции Евгений Шулепов все-таки сомневается, поэтому после феерического всплеска красноречия решил «добавить еще несколько.. .для понимания». Суть его доводов проста, как круглое колесо трактора «Беларусь». Денег в высшее образование вливаем непомерно много, а вот «руками-то больше ничего не умеем делать, почти ничего не умеем делать. Вот о будущем надо подумать, да? И это заложить надо в перспективную систему, на мой взгляд».
Из вышеизложенной тирады становится понятно: во-первых, что голова нужна человеку, чтобы в нее есть, то есть кушать. Во-вторых, нужно руки заложить в некую «перспективную систему». Вот только бы знать в какую? Терзают меня сомнения. Евгений Борисович, в свою очередь, предлагаю на этом не останавливаться, а заложить ноги и другие привлекательные, особенно у девушек части тела, знаете - так больше дадут. Ну, не высшее же образование закладывать, ему по вашим словам в базарный день красная цена медный грош. Или вы не про ломбард? Тогда извините, «быстро не дошло».

Свечка для люстры

Справедливости ради надо отметить, что в словах главного «единоросса» Вологды Евгения Шулепова есть и сермяжная правда. Что называется, от сохи, то есть от трактора. И то, что на образование выделяют позорно мало денег, и то, что директора школ заслужили звание Героев, и то, что стандарты обучения нужно существенно поднимать. Все это так, и с этим не один здравомыслящий вологжанин спорить не будет. Только интересно у вас получается Евгений Борисович, вы богатый человек, предприниматель, депутат ЗСО все свели к тому, что виноваты директора, которые по вашим словам должны занять «активнейшую позицию - вы не стесняйтесь, не бойтесь этого занимать», и тогда мол, все наладиться. Знаете, был уже один такой человек на Вологодчине, звали его Олег Димони. Занимал, ну, очень активную позицию, постоянно требовал от властей денег на нужды образования и увеличения зарплаты педагогам. Вы случаем, не знаете, что с ним случилось? Как его вдруг «съели»? Как он из «несогласных» превратился в поборника идей «партии и правительства»? А лично вам, напомню один анекдотичный случай из недавнего прошлого.
Идет обсуждение консолидированного бюджета области 2006 года. Выступает тогда еще руководитель департамента финансов областного правительства Галина Изотова, ныне депутат Госдумы. Из ее доклада следует, что муниципалитеты должны искать внутренние резервы и урезать собственные аппетиты. Мол, можно купить позолоченную люстру, а можно и попроще, главное, чтобы светила. На что, председатель учительского профсоюза Олег Димони тут же отреагировал:
- Сначала была люстра, затем - лампочка, а если говорить об образовании, то это свечка.
Бывший спикер, а ныне ваш оппонент по выборам главы Александр Лукичев поддержал Олега Димони, а что ответил некий, депутат ЗСО Евгений Шулепов?
- Прежде чем просить денег у Галины Сергеевны, займитесь собственными резервами.
И предложил правительству области выйти на премьера с ходатайством существенно увеличить ставки транспортного налога для владельцев навороченных «джипов»:
- Как правило, люди, имеющие такие джипы, имеют доход не менее 300 тысяч долларов в год, - в запальчивости выдал коммерческую тайну Евгений Шулепов.
Вот я теперь гадаю: Евгений Борисович, вы в порядке частной инициативы «самообложились» или нет? Ведь если по вашим сусекам, то есть «джипам» поскрести, это же какие внутренние резервы откроются! Это же, сколько школ можно будет облагородить! Глядишь, тогда не придется вам сетовать, что в школах «через пять лет все рухнет, окна вывалятся к чертовой матери». Интересно получается! В тоже время, по вашему «глубочайшему убеждению никакой финансово-хозяйственной самостоятельности ОУ делать не нужно, это государева задача, государство обязано обеспечивать образование, наших детей. Чего мы выдумываем?! Из директора монстра какого-то делаем: со строителями разбираться в сметах, не имея специального образования»!
Нестыковка получается, однако. Это что же ждать пока «окна вывалятся к чертовой матери»? Или прав Шулепов? Точно прав! Даже слеза умиления навернулась от глубины мысли. Действительно руками-то делать ничего не умеют, трактор и тот не заведут, а туда же – школы ремонтировать.
- Эффективнее надо использовать бюджетные средства, и поэтому директор школы должен заниматься эксплуатационными какими-то моментами: унитаз там, стекло разбили, подоконник покрасили, мел, скрепки, туалетная бумага… Вот чего-то такое вот, да? Ну, как вот мы на бытовом уровне дома, я знаю, что я посуду вымою, жена вымоет лучше меня, но жены нет, так я сейчас сам мою, да. Полы могу вымыть, в детстве мать учила и так далее. А уж если окно ставить, так уж точно криво вставлю, хотя я и мужик, совсем разоткровенничался под занавес свой сногсшибательной речи потенциальный градоначальник. Вывод последовал такой же душещипательный, как и вся предыдущая речь:
- Даже если по трое суток не будете уходить из школы - все равно толку не будет. Маленький будет толк, маленький совсем, «обнадежил» Евгений Борисович. Да, остается только развести руками, если такой человек, имеющий такое стратегическое мышления, так «досконально» разбирающийся в школьных проблемах встанет у руля власти в Вологде, то боюсь, что толк муниципальному образованию будет «маленький, совсем маленький»…
Сергей Расов.

Источник: Сергей Расов