23 августа 2008 года. 08:17

Адольф Папе: «Пусть в человеке бродит детство всю жизнь»

В начале 80­х в выпускном классе школы № 6 создали совет отцов, решив, что именно папы смогут возглавить воспитательный процесс в классе. Подобный опыт был в Череповце в ту пору, скорее всего, един­ственным. Председателем совета выбрали Адольфа Папе, начальника лаборатории подготовки производ­ства ЦЛАМ (центральная лаборатория автоматизации и механизации). Сегодня он пенсионер, и не только папа, но и дедушка.
— Адольф Евгеньевич, как появилась идея создания совета отцов?

— Это было предложение нашего классного руководителя Риммы Александровны (фамилию, к великому сожалению, запамятовал). Идею поддержали — и совет начал работать. Римма Александровна всегда участвовала в заседаниях.

— Как воспринимали папы такие заседания? Приходили?

— Да, мы приглашали всех отцов класса. Приходили очень многие, хотя и не все, конечно. Мы обменивались мнениями, обсуждали проблемы. Главными вопросами, как помню, обычно были успеваемость и дисциплина.

— На эти темы говорить всегда сложно. Папам, видимо, приходилось выслушивать нелестные замечания по поводу своих отпрысков — как мужчины это воспринимали? Что, на ваш взгляд, заставляло отцов приходить снова?

— У нас была хорошая, деловая атмосфера. Могу уверенно сказать, что мужчины не испытывали страхов, неловкости, натянутости. Мы не стремились «указать на недостатки», а вместе пытались решить проблему: как воздействовать на того или иного ученика. И отец под конец беседы обычно был настроен позитивно: «Мы поговорим с ним дома».

— Видимо, таким был и тон обсуждения, его смысл. Что скажете о результатах?

— Ну, быстрых результатов в таком деле ждать не приходится. Воспитание — процесс многослойный, и не всегда можно сказать, произошло то или иное событие из­за нашего воздействия, наших усилий или благодаря внешним факторам. Но я пришел к выводу, что такие советы отцов — дело очень полезное. Во всяком случае, классный руководитель в конце года поблагодарила за работу. И в следующем классе совет отцов был вновь создан.

— Взаимодействие родителей и школы не всегда складывается эффективно. Каким оно должно быть?

— Трудно ответить. В любом случае родителям очень полезно бывать в школе — видеть обстановку в классе, то, как ребята между собой общаются, участвовать в их делах. Но обычно в школе чаще бывают мамы, это понятно.

— Почему понятно?

— Наверное, так сложилось традиционно: женщина больше отвечает за семью, за ребенка — может быть, даже в силу физиологии. Однако это иногда не дает нужного эффекта. Мужчиной становятся в трудностях. И это задача отца: уметь не жалеть ребенка. Но любить — обязательно.

— Что значит «уметь не жалеть ребенка»?

— Ударился — не надо бежать к нему сломя голову, охать, ахать… Забинтовали рану — и все. Простыл — подлечить, тоже без сюсюканья. Иначе он потом будет все время жалеть себя, ждать от других того же — и бедной жене придется носить его на руках… Мужчина должен быть мужчиной.

— У вас с женой не было споров по этому поводу? Женщине­то как раз больше свойственно пожалеть…

— Были, а как же. Но, к ее чести, Татьяна чаще поддерживала меня.

— Ваш сын не создал ли в классе дочери тоже совет отцов?

— Нет, школа была элитная, питерская, и там родителей к такой работе привлекали мало.

— Нужны ли сейчас организации отцов?

— Особенно сейчас они и нужны! Мужчины, на мой взгляд, мало внимания уделяют детям. Я тоже своих родителей видел мало, они работали, но мой отец научил меня всему, я научил своего сына. А теперь молоток держать в руках не умеют. Говорить ребенку постоянно: «Я занят!» — неправильно и несправедливо. Тем более, что времени и не нужно много — нужно, чтобы ребенок был членом семьи.

— Что вы подразумеваете под этим?

— Ребенок — равноправный член семьи. А это значит: нужно подмести пол — подмети; идут общие разговоры — участвуй, вместе принимай решения. Сложнее, пока маленький: надо почитать ему, а ты уже засыпаешь над книгой… А ведь важно и обсудить ее.

— Как вы обсуждаете книги?

— Внучка, приезжая к нам на каникулы, всегда привозила большой список книг на лето. И мы о них разговаривали: интересно или нет, согласна ли с автором, что еще написал этот автор, в чем особенности его произведений. Я всегда пытался подсунуть ей и те книги, которые нравятся мне самому. Иногда это вызывало интерес, иногда нет, это нормально. Тех же «Бесов» Достоевского в школе она читала по диагонали, а потом вернулась — и мы долго разговаривали об этой книге, о нашей истории.

— То есть вы много разговариваете с ней? О чем?

— Людмилка любит расспрашивать о том, что происходило в нашей стране, об отношении к тому времени, о Сталине; правильно ли охаивать прошлое (мы сошлись в том, что были и положительные моменты — нельзя отрицать огульно все). Обсуждали, куда ей поступать. Она выбрала восточный факультет СПбГУ, специальность — Вьетнам, Камбоджа.

— Очень необычно!

— Дело в том, что сын (он на паях с друзьями владелец фирмы в Питере) связан по поставкам с Китаем. Много ей рассказывал об этой стране. Людмилка заинтересовалась Востоком, вот и…

— За что вы уважаете своего сына?

— За то, что он к внучке хорошо относится. Много с ней общается, разговаривает.

— А что бы вы сказали папам, которые жалуются: «С женой не повезло, но сам я занят, ребенком заниматься нет времени»?

— Да, такое есть. И в городе, и в деревне, где у нас дача, — та же проблема. Я бы так сказал: ответственность за семью несет муж. А жена — за мужем (замужем). В разладах виноваты оба, но в первую очередь мужчина. Будь терпеливым, ласковым, мудрым… Помню, когда­то в журнале «Наука и жизнь» была рубрика занятная, ее «ведущий» песик Фафик говорил: «Надо знать, где лизнуть, а где тявкнуть». Так и в семье. Главное, если тявкнешь, потом к жене подлизаться! (Смеется.)

— Что самое сложное во взаимодействии с детьми?

— Понять друг друга. С Людмилой мы недавно как раз об этом разговаривали. Родители забывают, что были детьми, а дети не думают, что станут взрослыми. Взрослый считает: я большой, у меня опыт. А ребенок думает: у меня компьютер, я умнее, — забывая, что этот компьютер отцы и сделали. Родители не могут вспомнить себя маленькими. А детство должно бродить в человеке всю жизнь.

— Как в вас бродит детство, Адольф Евгеньевич?

— Могу взвизгнуть, крикнуть, где не надо. С ребятами играть. Чувство это — детства в душе — должно оставаться на всю жизнь.

— Вы занимали ответственные посты — такое «брожение» не мешало работе?

— Пост — это явление временное. А человек — должность постоянная. В последние годы у нас в отделе была в основном молодежь, я у ребят учился многому. Это естественно: когда я оканчивал институт, транзисторы были чудом техники, а уходил на пенсию — компьютер почти у каждого. Много нового происходит в жизни, и часто это новое привносит молодежь. И нам остается у нее учиться.

Ирина Ромина
№155(22318)
21.08.2008

Источник: Газета «Речь»