23 августа 2008 года. 08:17

Властелин колец-­2014

Животные и инопланетяне — талисманы последних Олимпиад. Дед Мороз может разрушить эту традицию
В старом кукольном мультике Чебурашка пел жалобные песенки, не стеснялся появляться «у прохожих на виду» с крокодилом и упорно искал друзей. В 2004 году количество друзей экс­«игрушки безымянной» стало исчисляться миллионами. Чебурашка был произведен в официальные талисманы олимпийской сборной России. Великоустюгский Дед Мороз близок к тому, чтобы, как минимум, встать вровень с мохнатым ушастиком — зимний волшебник борется за право символизировать собой сочинскую Олимпиаду 2014 года. Сегодня — новые сводки с «фронта».

Пока наш Дед Мороз может облегченно выдохнуть и вернуться к своим непосредственным новогодним обязанностям. На два с лишним года тяжелая и нервная борьба за признание самого знаменитого жителя Великого Устюга символом сочинской Олимпиады отложена. Международный олимпийский комитет, который и будет выбирать официальный талисман игр, ясно дал понять всем претендентам, что раньше 2010 — 2011 годов заниматься этим не будет. Поважнее дела имеются. В управлении по развитию туризма Вологодской области, занимающемся продвижением бренда Деда Мороза, снижать активность не намерены: в ближайшем будущем бородач в красной шубе заполонит обочины федеральных трасс и экраны федеральных телеканалов.

Задумка сделать Деда Мороза олимпийским символом — весьма смелый поступок. Человекообразных символов (а впервые талисман появился на зимней Олимпиаде в Гренобле в 1968 году) на Играх давно не выбирали. В олимпийском «зверинце» сейчас две тенденции: старая — животный мир, характерный для страны­хозяйки, и новая — не существующие в реальном мире персонажи, созданные фантазией художника, от инопланетян до оживших предметов. В качест­ве иллюстрации первой тенденции могут служить продолжаю­щиеся Игры в Пекине. Вот перечень тамошних олимпийских символов: панда, тибетская антилопа, ласточка, рыба и дух олимпийского огня. Последний, правда, выбивается из ряда. В австралийском Сиднее восемь лет назад по стадионам и прочим спортивным объектам разгуливала аккредитованная олимпийским комитетом фауна: утконос, ехидна и кукабарра. В японском Нагано двумя годами раньше талисманили четыре совенка, имена которых язык европейца отказывался выговаривать. Однако в последнее время пальму первенства у животных все чаще отбирают фантастические персонажи. Одним из пионеров этого движения стало непонятное виртуальное суще­ство Иззи (от англ. «What is it?» — «Что это такое?») на Играх в Атланте в 1996 году. На зимней Олимпиаде в Турине в 2006­м талисманами стали снежок Нив и кубик льда Глиз.

Предложений продолжить одну из вышеуказанных традиций и в Сочи масса. В предварительных списках мамонтята, медвежата и дельфинята уже сегодня противостоят, к примеру, такому замысловатому претенденту — пять газовых труб, сложенных в олимпийскую символику. Есть и компромиссный вариант: объединить животное и фантастику и возвести в ранг официального символа сочин­ской Олимпиады Чебурашку. Благо карьерное движение в этом направлении герой Эдуарда Успенского уже сделал — четыре года назад стал талисманом сборной России.

Впрочем, вряд ли Чебурашка получит повышение, потому что при всей своей доброте и миловидности он фигура скандальная. До сих пор не решено, кому же принадлежат права на использование ушастого бренда. Автор книг о Чебурашке Эдуард Успенский считает, что его породил именно он. Художник Леонид Шварцман, первым нарисовавший иллюстрацию для книжки о похождениях Чебурашки, с этим категорически не согласен. Ведь единственная подсказка, которой он воспользовался, выполняя заказ издательства, — цитата из Успенского, дающая весьма скудное представление о персонаже: «Невозможно было сказать, кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру? Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат». Быть волшебником из песенки крокодила Гены, который БЕСПЛАТНО показывает кино, Шварцман не желает и просится в долю.

Недавно отыскались и другие претенденты на Чебурашкино наследство — потомки Владимира Даля, составителя знаменитого словаря, утверждают, что не только внешний вид героя, но и его имя Успенский не изобретал, а взял из Даля. Чебурашку тот отыскал в речи крестьян Нижегородской области за сто лет до детского писателя.

По словам Эдуарда Успенского, за разрешение использовать приятеля крокодила Гены в качестве талисмана он не получил ни копейки. Что весьма странно: сегодня плюшевый Чебурашка в майке сборной России, который продается в фирменных магазинах компании Bosco, самая дорогая игрушка в стране. В Турине крохотная меховая кукла покупателям обходилась — в пересчете на наши деньги — в восемьсот рублей и больше.

В Вологде проанализировали Чебурашкин опыт и планируют применить его на практике. «Относительно популярности талисмана сборной России Чебурашки могу сказать, что во многом в этой популярности повинна компания Bosco, которая много лет экипирует наших спортсменов, придумала для них особый стиль в одежде, ставший очень узнаваемым. В ближайшие месяцы мы обязательно войдем в контакт с этой фирмой, и, думаю, ее представители заинтересуются Дедом Морозом, — сообщил «Речи» начальник управления по развитию туризма Юрий Плеханов. — После Олимпиады в Пекине мы также планируем пригласить на Вологодчину нового министра спорта и туризма Виталия Мутко, дабы заручиться его поддержкой».

К слову, уже сегодня количест­во лиц, чьей поддержкой заручились вологжане, составляет несколько тысяч. В том числе более трехсот олимпийских чемпионов разных лет, среди них имеются даже пятикратные. «Этот бренд более всего понятен россиянам — это показали многочисленные опросы и исследования. Если честно, я не вижу сейчас достойного соперника нашему Деду Морозу», — говорит Юрий Плеханов. Премь­ер­министр России Владимир Путин своего мнения пока не высказал — во время визита в Великий Устюг, который состоялся в январе нынешнего года, тогдашний президент на просьбы устюжан назначить олимпийским полпредом Деда Мороза ответил уклончиво, мол, пускай народ решает.

Частично народное мнение буквально на днях выявили организаторы акции «Молодежь Вологодчины — вместе веселей» — управление по делам молодежи Вологодской области и череповецкие кавээнщики из команды «За свой счет». В период с 26 июля по 17 августа они дали 21 концерт во всех мало­мальски значительных городах и поселках Вологодской области. Автографы брали не у кавээнщиков, а наоборот — у зрителей. Во время каждого выступления им предлагалось поставить росчерк за талисманное будущее Деда Мороза. «Наши люди неохотно за что­то подписываются, — рассказывает капитан команды «За свой счет» и один из авторов акции Олег Боркунов. — Мы не настаивали, не уговаривали, а просто сообщали: там­то и там­то можете проголосовать за Деда Мороза, не хотите — не надо. И странная вещь: после того как мы это говорили, толпы устремлялись к подписным листам. Такой уж у нас народ». В итоге собрано около двух с половиной тысяч подписей, которые будут направлены в Олимпийский комитет России. Немало этому поспособствовал и лично Дед Мороз: сказочный старик — тот самый, настоящий, из Великого Устюга — составил компанию череповчанам во время нескольких концертов. «У детей шок был: как так, лето, жара — и вдруг Дед Мороз выходит», — говорит Олег Боркунов. Кстати, сам виновник акции воспользовался пребыванием кавээнщиков на своей вотчине и тоже оставил подпись в поддержку соб­ственной кандидатуры. В графе под № 5 так и значится: гражданин Дед Мороз, паспорт такой­то, номер и серия, выдан… «Мы подумали: раз на Вологодчине все так удачно прошло, может быть, замутить то же самое по всей стране? Мы готовы. Собираемся выйти с инициативой на правительство области», — сообщил «Речи» Олег Боркунов.

Наверное, только новорожденный младенец не знает, как выглядит Дед Мороз. Это знают все. Но при этом никто не знает. В Вологодской области, на его родине, живут и работают несколько десятков изображений Деда Мороза — достаточно внимательно всмотреться в дедушку с молочного пакета и его собрата с баннера на въезде в Вологду, чтобы не найти в них никакого родственного сходства, кроме бороды и посоха. «Нас очень беспокоит, что Дед Мороз повсюду такой разный. Думаю, через полгода­год мы придем к единому образу», — говорит Юрий Плеханов.

Включившись в борьбу за звание сочинского талисмана, Дед Мороз начал стремительно молодеть. Рассудили правильно: старик­спортсмен, да еще с изрядным животиком, вызывает не гордость, а смех и жалость. Вологодский художник и дизайнер Дмитрий Воронцов за неделю нарисовал веселого, бодрого и очень симпатичного деда­олимпийца в нескольких вариантах: на лыжах, коньках, с клюшкой и биатлонной винтовкой в руках. Год назад обновленный Дед Мороз был показан на международном экономическом форуме «Кубань­2007» и вызвал всеобщее одобрение. Впрочем, это отнюдь не означает, что он доживет в таком виде до Олимпиады. Юрий Плеханов сообщил нам, что окончательный вариант Деда Мороза пока не утвержден: «Через месяц мы объявим конкурс на изображение Деда Мороза, которое вскоре появится на различных плакатах, дорожных указателях и баннерах. Семь лет провисел прежний рисунок, устарел, решили поменять. Вполне возможно, в этом конкурсе появится и тот образ, который мы будем использовать в олимпийской пропаганде». А еще Дед Мороз, вышедший из­под карандаша победителя, уже ближайшей зимой станет героем целого мультипликационного сериала, который запустят на одном из центральных каналов. По сюжету комфортные сани и лошади останутся в сараях и конюшнях, средством передвижения спортивного деда будут исключительно коньки, лыжи и бобслейный боб.

Сергей Виноградов
№155(22318)
21.08.2008

Источник: Газета «Речь»