20 июня 2008 года. 09:11

Глобализация и Россия

Тема сегодняшней беседы с доктором богословия, профессором Московской духовной академии Алексеем Осиповым — глобализация и ее последствия, роль и место России в стремительно глобализирующемся мире.
— Православные люди обеспокоены проблемой глобализации. То есть созданием единого мирового государства. Ибо в отличие от неверующих людей они знают: никакого иного мирового государства, кроме антихристового, быть не может. В какой мере, с вашей точки зрения, эти тревоги обоснованы?

— Создание единого мирового государства — это один из объективных признаков вступления человечества в завершающую стадию своей истории. В настоящее время и целый ряд других признаков свидетельствует о том, что исторический процесс ускоренно идет в этом направлении. Глобализация, то есть централизация власти над всем «глобусом» во все более узком кругу лиц, осуществляется по многим, если не по всем, направлениям жизни в современном мире: информационном, политическом, экономическом, военном и т. д. Но самое серьезное в настоящий момент — образование той единой идеологии, элементом которой должна стать и единая религия. Эта религия будет одной по существу, но, думаю, позволит во многом сохранить различия вероисповедных форм, культов, обычаев и, конечно же, названий всех прежних и новых религий. Сущность этой единой религии очевидна, и может быть выражена одним словом: «мамона» (у древних сирийцев божество, олицетворявшее богатство, земные блага — прим. ред.), или, что то же самое, — 666. При этом имя какого бога будет призываться в той или иной «церкви» — не важно.

— В результате чего может подобное произойти?

— Возникновение этой лжерелигии обусловлено глубоким духовным и нравственным кризисами, все более поражающими современный мир. Духовный кризис проявляется в катастрофической утрате даже мысли о самом главном — о смысле жизни, о Боге, о вечности. Один христианский философ писал: «Цели человеческой жизни померкли. Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека наполнена средствами к жизни, которые стали самоцелью». Это с особой силой ощущается на Западе, где жизнь фактически сведена к культурно­биологическому существованию. Уже Юнг говорил, что большая часть его пациентов — люди, утратившие смысл жизни. А Хайдеггер так охарактеризовал атмосферу жизни в Европе: «Запад — мышеловка, в которой произошла полная утрата смысла бытия…». О нравственном кризисе можно и не говорить ввиду полной его очевидности.

Результаты угасания духовного начала в людях вполне естественны. Целый ряд других кризисов, назовем их материальными, неотвратимо надвигаются на нашу бедную землю. Кризис экологический уже входит в ту фазу, которая, по мнению большинства ученых, может породить быструю и неотвратимую глобальную катастрофу. Вот та атмосфера, в которой созидается и возникнет последнее государство.

Однако глобализационные процессы находятся еще в стадии развития, а не завершения. Апостол Павел пророчески писал: «Ибо, когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5; 3). Но пока никто не может сказать, что мир и безопасность наступили; еще существует много независимых государств, которые решительно противятся «глобализации по­американски»; Россия, оказавшись, если сказать словами А. С. Пушкина, «у бездны на краю», приостановилась; мир пока не единополярен; и Православие еще существует не только по форме — все это говорит о том, что мир к финишу еще не подошел.

— Каким же будет единое мировое государство?

— Естественно, тоталитарным. Причем в такой степени, какой человечество еще не знало. Но в данном случае речь идет о порабощении не каких­то отдельных лиц, категорий населения или народов, а общечеловеческом порабощении произволу одного­единственного царя. Вот степень грядущего тоталитаризма.

— Но тогда нужно жестко отвергнуть эту систему.

— Это невозможно. Создаваемая система контроля — это просто естественный, логический шаг на пути научно­технического развития, то есть всей той жизни, в которой мы родились, выросли, воспитались и действуем. Мы не можем представить себя, свою деятельность, систему своих отношений с окружающим миром без электричества, машин, поездов, магазинов, телефона… Ко всевозможным техническим средствам мы приобщаемся с пеленок, пользуемся ими, и не пользоваться не можем. То есть вне того, что именуется научно­техническим прогрессом, мы жить практически уже не в состоянии. И система контроля посредством новых технологий — это, повторяюсь, лишь неотвратимое следствие хода развития современной цивилизации. Чтобы отказаться от него, надо сам тип нашей жизни изменить, понимаете? Но это невозможно.

Сегодня Россия устраивается по образу и подобию западных государств. С такой же политической, экономической, финансовой, образовательной, информационной, налоговой и прочими структурами функционирования. Она очень во многом зависима от Запада, стала уже частью этой мировой системы, вовлекается в нее все сильнее и не может не вовлекаться. Поэтому единственное, что еще можно и потому нужно делать — это всеми силами бороться за свою духовную свободу от Запада, здесь противостоять поглощению глобализационными процессами. Речь идет о сохранении своей веры — Православия, нравственности, культуры.

Христианин, например, понимает, что современный мир таков, и воспринимает все это как попущение Божие. Сатанист же в процессах глобализации видит, конечно, новые возможности для порабощения людей и подготовки пришествия антихриста. Каждый со своей точки зрения рассматривает данную ситуацию и соответственно относится к ней, но не создает ее. Компьютеры не сатанисты же придумали. Но использовать их можно и по­сатанистски, и по­православному.

— Значит, сам по себе научно­технический прогресс — явление все­таки нейтральное?

— Сам по себе — да. Если не говорить о его происхождении. О его корнях. Если же вспомнить, из какого семени пробился этот росток прогресса, возросло древо современной научно­техниче­ской цивилизации, то выяснится и нечто иное. Апостол Иоанн Богослов пишет, что «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2; 16). Он указывает на основную движущую силу развития мира.

— Остается, наверное, уповать все­таки на то, чтобы цивилизационная ветвь России как можно дольше оставалась независимой от Запада и его глобализационных процессов.

— Возможность внешней независимости России — это вопрос к специалистам. Может быть, и есть какой­то оптимальный в этом отношении вариант. Но полагаю, что в принципе процесс необратим. Да и суть дела в общем­то не в этом. Путь независимости у России совсем иной. И совсем иные имеет она для этого средства. Свои уникальные средства. И они настолько могущественны, что будучи даже вовлеченной в глобализационное пространство Россия могла бы все равно оставаться независимой. Это средство — обращение к Православию, восстановление в общественном сознании основ его духовности, а не какой­то общечеловеческой, под которой каждый разумеет, что хочет. Вот если бы мы смогли восстановить нашу веру, нравственность, духовную жизнь православную, то смогли бы сохранить свою самостоятельность, независимость. Если и не полностью, то, по крайней мере, в очень большой степени. Но только при этом условии.

Сергей Комлев
№111(22274)
20.06.2008

Источник: Газета «Речь»