31 марта 2008 года. 16:04

Парковки вместо парков и свалки вместо берегов — к такому ли будущему движется наш город?

С 60­х годов прошлого века и до недавнего времени экологические проб­лемы Череповца связывали главным образом с большой концентрацией металлургической и химической промышленности, с близостью промзоны «Северстали» к жилым кварталам. В конце 80­х, после ряда экологических катастроф на шекснинском плесе, наш город стали называть даже «всероссийским крематорием». И под нажимом «зеленых» руководство меткомбината вынуждено было приступить к реализации масштабных природоохранных программ по созданию замкнутого водооборотного цикла, ликвидации шлаковых отвалов, снижению загазованности атмосферы, закрытию наиболее грязных производств… (сейчас уже статус экспортеров заставляет наших металлургов иметь международные сертификаты природопользования).
Ну а городское руководство, когда речь шла об охране природы, обычно разводило руками. Дескать, это проблема промышленных гигантов, там она и решается… Однако в новом веке проявились новые вызовы. Свалившийся на головы череповчан «потребительский бум» показал, что наш город и без промышленной составляющей несет в себе большую экологическую нагрузку: чрезмерная концентрация на сравнительно небольших территориях населения и транспорта ставит перед местными властями довольно сложные во­просы, обсудить которые газета «Речь» намерена со специалистами и читателями в статьях под новой рубрикой «Экология города». Пока же давайте лишь обозначим основные «болевые» точки экологии нашего города. Пока именно города, а не его промышленности.

О том, что автомобиль — друг человека, но далеко не друг природы в экологически ущербном городе, знали всегда. Во многом из этих соображений в свое время прокладывались трамвайные пути, проектировалось троллейбусное депо, предпринимались попытки перевести автобусные маршруты на экологически более безобидное газовое топливо. Но то были задачки для первоклассников по сравнению с теми задачами, которые ставят перед местными властями со­временные темпы автомобилизации населения.

Если в конце 80­х в городе было зарегистрировано чуть более 10 тысяч единиц автотранспорта, то теперь по Череповцу разъезжает около 104 тысячи двигателей внутреннего сгорания. По данным департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, в 2006 году выброс загрязняющих веществ от автотранспорта составил в Череповце 36143,6 тонны (в среднем на одного жителя города 116 килограммов). Мосты, улицы и дороги тоже не справляются с транспортным нашествием, удивляя череповчан невиданными ранее автомобильными пробками.

Руководство области и города мобилизуется сегодня для того, чтобы оптимально выстроить в городе транспортную логистику. Но очевидно, что финансовых ресурсов для того, чтобы в одночасье расширить улицы, построить все необходимые Череповцу мосты, подземные переходы, объездные дороги, магистрали скоростного движения, пока нет.

Поэтому важно обсудить, какими оперативными и сравнительно малозатратными мероприятиями город­ские власти могли бы реально снизить негативное влияние транспорта на город­скую среду? Организовать систематический контроль за выбросами выхлопных газов? Оптимизировать маршруты автобусов? Внедрить новые системы регулирования уличного движения, сводящих к минимуму возможность образования транспорт­ных пробок? Или, быть может, прислушаться к столичному мэру Юрию Лужкову, который предлагал с по­мощью тран­спортного налога и других преференций стимулировать использование малолитражных автомобилей? Или присмотреться к опыту западных городов, где введена система пропусков, да­ющая право на въезд в наиболее загруженные районы только автомобилям, владельцы которых там живут?

Отдельной строкой сегодня стоит проблема парковок. Ведь за последние годы изменилось не только количество автомобилей, но и режим их хранения. Еще не так давно большинство череповчан эксплуатировало свои драгоценные машины только с весны по осень, а на «полгода зимы» запирало их в гаражах. Сейчас эти гаражи в большинстве своем если и используются, то как мастерские или склады. А «железные кони» — новые и дряхлые — в любое время года стоят во дворах, заполняя и без того тесное пространство между череповецкими многоэтажками. Автомобили оставляют также на проезжей части улиц, что затрудняет городское движение, становится одной из причин дорожно­транспортных происшествий.

Проблема состоит в том, что из­за градостроительных просчетов, а также необоснованного уплотнения застройки, выполненной в последнее время, во многих районах города практически отсутствуют резервы территорий для размещения мест хранения автомобилей, принадлежащих населению. Там же, где и есть достаточное количество платных парковок, автовладельцев, видимо, не устраивают не совсем демократичные тарифы при недостаточно надежных гарантиях сохранности оставленных автомобилей.

Бесспорно, в этом вопросе нужен детальный градостроительный анализ по каждому микрорайону города: где­то поможет комплексное оборудование дворов для парковок; а где­то, возможно, понадобится уже и сооружение многоэтажных кооперативных гаражей или гаражей­гостиниц на 500 — 1000 машиномест. Но ясно одно: без четкой политики в этом вопросе организация мест хранения и парковок автомобилей уже в ближайшем будущем может стать неразрешимой проблемой для городских властей.

В 1985 году по заказу металлургического комбината (уплачены по тем временам немалые деньги — 450 тысяч рублей) была сделана территориальная комплексная схема охраны окружа­ющей среды Череповца, по которой к 2000 году площадь зеленых насаждений на одного проживающего в городе должна была увеличиться с 3,2 кв.м до 8 кв.м По той схеме, к примеру, между Московским проспектом и городской больницей должна была быть зеленая зона, что было логично — ведь в том районе располагаются туберкулезный диспансер и санаторий «Родник». Увы, сейчас об этом никто уже не вспоминает, многие деревья вырублены, а по Московскому проспекту «плывет» уродливый корпус «Наутилуса». И если вспомнить, сколько за последнее время спилено деревьев (даже в историческом Соляном парке), уничтожено газонов, понастроено в некогда безымянных зеленых уголках уродливых зданий и терминалов а ля «Пень пнем», то станет ясно, что сейчас, по крайней мере в индустриальной части города, нет и трех «зеленых квадратов» на человека.

Давайте сравним: в Санкт­Петербурге на одного жителя приходится 56 кв. м зеленых насаждений; в Москве Юрий Лужков установил норматив, согласно которому на одного жителя должно приходиться 16 кв.м зеленых насаждений в районе его проживания, и все столичные префекты выполняют это распоряжение. В Череповца же зеленые метражи все чаще превращаются в миражи, ибо вырубается деревьев больше, чем садится. Как утверждают экологи города, в 2006 году было спилено порядка 2000 деревьев, а посажено вместо них лишь 1700 веточек, из которых выживает, как правило, одна из восьми.

Правда, генплан Череповца сулит очень хорошие «зеленые перспективы» Зашекснинскому району города. Он предполагает два широких «зеленых пояса». Один — на побережье Шексны. Другой — в приграничной зоне города. По тому генплану прибрежный «зеленый пояс» должен состоять из нескольких функциональных подзон. С запада на восток будут сменять друг друга водно­спортивный комплекс с пляжем и яхт­клубом. Через дорогу — историко­культурная ландшафтная зона музея­усадьбы Гальских. Дальше пейзажный парк и пляжно­спортивная зона с лодочной станцией для прогулок и развлечений на воде. Второй «зеленый пояс» должен охватить периферийную часть района и будет сформирован на основе существующих городских лесов. На западе, где встанет медицинский комплекс, предлагается разбить ботаниче­ский сад. Восточнее — парк активного отдыха и спортивно­развлекательный комплекс, детский парк и прогулочная лесопарковая зона, выходящая к Шексне. В дополнение к «поясам» архитекторы сулили зашекснинцам скверы и бульвары в центре района. Словом, рай зеленый, да и только.

Проекты ли это реальные или очередные прожекты — нам неведомо. На деле же жители Зашекснинского района все еще сталкиваются с желанием бизнесменов вырубить как можно больше деревьев и построить как можно больше домов. Чего стоит, к примеру, не завершенная еще битва жителей дома по улице Батюшкова, 4,­за березовую рощу, высаженную у 8­й матуринской школы. Уж больно там, видимо, лакомое место для строительства дешевого жилого дома, который потом будет продан втридорога. Бизнес не интересует, что таких рощ, аллей и зеленых уголков у нас на сегодня катастрофически мало.

Потребительский бум последних лет ставит перед властями российских городов еще одну проблему — сбор и утилизацию бытовых отходов, объем которых увеличивается чуть ли не в арифметической прогрессии. Актуальна она и для Череповца, ибо то, что наш город имеет в Новых Углах, никак нельзя назвать полигоном для утилизации твердых бытовых отходов. Это банальная свалка, где не предпринимается серьезной попытки сортировки мусора, а сваливается все в огромные, вечно гниющие горы. Впрочем, и в городе повсеместно наблюдаются переполненные контейнеры, пирамиды из крупногабаритного мусора, выброшенной мебели, старой оргтехники и прочего хлама… Установка экологического поста, рейды, штрафы и другие усилия городских властей не пресекли образования и новых несанкционированных свалок на окраинах города, в частности, на левом берегу Ягорбы за кладбищем. Видимо, рейды не в то время проводятся (нелегальный вывоз мусора практикуется, как правило, в нерабочее время — по вечерам и выходным). Или не в тех местах. Словом, работы в этом направлении — непочатый край. Многие сомневаются, можно ли вообще перенести европейский опыт комплексной утилизации отходов на российскую почву. У нас, дескать, другой менталитет, другие традиции и еще много­много пустырей для свалок. Однако в программе развития города заложено строительство нового полигона, и, вероятно, стоит надеяться, что организована эта работа будет с учетом передовых отечественных и зарубежных технологий.

Сегодня в Череповце зарегистрировано более 104 тысяч автотранспортных средств, что примерно на 7 % больше, чем год назад. По данным департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, в 2006 году выброс загрязняющих веществ от автотранспорта составил в нашем городе 36 143,6 тонны, то есть более 116 килограммов на одного жителя, включая младенцев и пенсионеров. В том же году местная лаборатория Роспотребнадзора регулярно проводила замеры атмосферного воздуха на Красно­армейской площади и в 104 микрорайоне: концентрация отработан­ных автомобильных газов превышает допустимые нормы.

В генплане Череповца (2005 года) отмечено, что в городе всего лишь 86 гектаров зеленых насаждений общего поль­зования, или 0,7 % от общей площади земель в установ­ленных границах. Таким образом, в расчете на одного жителя приходится 2,8 «зеленых» кв. м. Правда, градостроительный документ сулит Череповцу увеличить «зеленый метраж» к 2012 году в семь раз (до 611 гектаров), а к 2020 году — более чем в 10 раз (до 920 гектаров). Львиная доля озеленительной экспансии запланирована на Зашекснинский район города.

Ежегодно город­трехсоттысячник «производит» и по преимуществу накапливает на окружающих его территориях около миллиона тонн твердых и концентрированных отходов, то есть более трех тонн в год на одного человека. Концентрированные отходы представляют собой осадки, накапливающиеся в отстойниках, и концентрат жидких отходов. Твердые бытовые отходы состоят из бумаги, картона — 35 %; пищевых отходов — 30 %; стекла — 6 %; дерева — 3 %; текстиля — 3,5 %; черных металлов — 4 %; костей — 2,5 %; пластмассы — 2 %; кожи, резины — 1,5 %. Фосфогипс и строительный мусор составляют около 5,5 % всех отходов, хлорид кальция — менее 1 %, различные растворители (спирты, бензол, толуол и др.) — 2 %.

Сергей Бегляк, ведущий проекта, обозреватель газеты «Речь»
№ №57(22220)
Газета "Речь" от 31.03.2008

Источник: Газета «Речь»



Популярное в рубрике

«Мрак» - Георгий Филимонов прокомментировал разваливающуюся дорожную плитку на площади Бабушкина

Мэр города планирует в будущем году демонтировать только что положенное покрытие и заасфальтировать проезжую часть у железнодорожного вокзала

Последнее в рубрике

Дистанционные мошенники обирают вологжан в среднем на 2 миллиона рублей каждый день

За первые пятнадцать дней наступившего года пострадали уже 59 наших земляков