26 марта 2008 года. 07:31

Земля вологодская — ничья

Что делать с бесхозными наделами сельскохозяйственного назначения?
Свои комментарии по этой проблеме дали на последней пресс­конференции с журналистами городских СМИ череповецкие депутаты Законодательного собрания области. Вопрос о земле прозвучал особо: речь шла о бесхозных 99,6 тыс. га. Между прочим, на такой площади (996 кв. км) вполне уместятся два государства размером с княжество Андорра (468 кв. км). Легко ли решить земельный вопрос?

Игорь ЖУРАВЛЕВ, зам. председателя комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания области (партия «Единая Россия»):

— Совершенно очевидно, что вопросы по земельным отношениям выходят на первый план, ведь если здесь не навести порядок сегодня, завтра это будет стоить очень дорого и приведет к нежелательным экономическим и социальным по­следствиям. На сессии состоялся заинтересованный диалог обеих сторон — депутатов и правительства Вологодской области. Я бы сказал, мы опаздываем с решениями по земле сельскохозяйственного назначения. Кроме того, на многие вопросы мы не получили четких ответов. Сколько же бесхозных земельных паев в области? Объединены ли они? Как происходит в сельской местности развитие резервных земель? В чем я лично вижу проблему? С 1991 года (начало приватизации — авт.) паи ушли неизвестно куда. Кого­то из владельцев не стало, кто­то уехал. Сегодня, на мой взгляд, надо объединять бесхозные паи, создавать стартовую площадку для развития бизнеса. Это очень трудоемкая и длительная работа — провести кадастровую оценку земель, определить собственность (чья земля — муниципальная, областная, частная). Я думаю, по этим землям будет отдельный разговор на уровне правительства — с привлечением глав муниципальных образований, депутатов Законодательного собрания, правительства. Нужно определиться, как дальше будем работать. Требуется хорошая, большая и, я бы сказал, срочная работа. Помню, в 1996 году ругали Череповец: мол, денег не хватает на самое необходимое, а вы закладываете в бюджет средства на создание земельного кадастра. Но это был дальновидный шаг. Сегодня в Череповце есть кадастр — взимай налог, пожалуй­ста, пополняй бюджет. А что возьмешь с бесхозных земель? К слову, земельные отношения важны и в свете последних событий, каса­ющихся удорожания хлеба. Совершенно очевидно, без увеличения посевных площадей в стране хлебную проблему не решить. Когда мы говорим о стоимости зерна, следует учесть, что пшеница пятого класса за два месяца этого года подорожала на 400 руб. за 1 тонну; третьего и четвертого класса (из которых хлеб делают) — на 200 руб. Давайте уж скажем правду­матушку: снижение или стабилизация цен на хлеб возможны, когда будет новый урожай. Когда разберемся с посевными площадями, когда правительство страны назовет крестьянам конкретную цену зерна. А если этого не произойдет, зерно уйдет перекупщикам, кресть­яне пойдут на это, лишь бы окупить расходы. Чем это чревато? Появится хлеб с добавками, в том числе и с генетически модифицированными. Доведем ситуацию до того, что хлеб будем выпускать низкого качества. Я помню хлеб 1948 года — жуешь­жуешь, а проглотить не можешь. Закрепить законом «заморозку» цен на хлеб, я считаю, нельзя, это приведет к дефициту продукта. Нынешняя 10­процентная наценка в рознице (в рамках соглашения) — удар по малому бизнесу. Крупная торговля выживет, но малый и средний бизнес долго не протянет. Нет, я не пугаю, но, на мой взгляд, обязательно должна быть конкуренция в этой сфере. Отсюда и решение губернатора Вячеслава Позгалева строить в области два хлебокомбината.

Сергей ПОТАПОВ, зам. председателя по экономической политике и соб­ственности (КПРФ):

— По официальным данным, которые нам были предоставлены, 99,66 тыс. га в области — это невостребованные доли. Почти 14 тысяч из них — земля, используемая юридическими лицами, которые ликвидированы в соответствии с дей­ствующим законодательством. И 27 тыс. га принад­лежат юридическим лицам, в отношении которых осуществляется процедура ликвидации. Речь идет о тех земельных ресурсах, которые принадлежат неизвестно кому. Возникает ситуация неразберихи. Права по решению вопросов, связанных с землями сельскохозяйственного назначения, по Земельному кодексу РФ были переданы муниципальным образованиям. Идет скупка земельных паев неизвестно кем и неизвестно по каким ценам. Один из примеров, не буду называть район. Избирательница обратилась ко мне на депутатском приеме с вопросом: «5 гектаров земли в этом районе продается за 5 тысяч рублей. Почему?» Судя по всему, подобный беспорядок наблюдается во многих районах. Отсюда и решение губернатора полномочия по землям сельскохозяйственного назначения отдать департаменту земельных ресурсов. Всем нам предстоит очень важная работа.

Татьяна Ковачева
№ №54(22217)
Газета "Речь" от 26.03.2008

Источник: Газета «Речь»