Она слышит «Остров»
Высоколобое кино, которое режиссер Павел Лунгин назвал «Островом», заставило директора школы № 10 Ольгу Армееву задуматься о парадоксах. Размышляя о том, что заставило ее учеников 112 минут наблюдать за небогатой на события монастырской жизнью, да еще и слушать церковнославянскую речь, Ольга Армеева пришла к одному странному выводу. Подтверждение ему она нашла в классном журнале, когда вызывала к доске очередного Ивана, Василия, Егора, Даниила.
— Тема монашества не поднималась в кино в течение многих лет, мы ее давно забыли. Тогда почему такой отклик? Почему люди выходили потрясенными? Может быть, секрет успеха фильма в том, что он возвращает нас к самим себе. Поэтому мы услышали «Остров». Наши продвинутые, умные дети увидели в старце Анатолии национальный тип героя. И вообще, тема русского национального самосознания сегодня набирает силу. Возможно и опасную. В последние 10 — 15 лет мы своих детей, как сговорившись, называли старыми русскими, даже несколько деревенскими именами. Называли так независимо от социального статуса, образования, профессии, места жительства. И нельзя обвинить кандидата наук в том, что он следует моде или подражает соседке, работающей на рынке. Наше поколение «нейтральных» Сергеев и Саш впоследствии назвали потерянным. Какова же миссия у детей поколения Иванов, носящих очень русские имена?
На свой же вопрос Ольга Армеева отвечает лишь коротким «время покажет». И тут же вспоминает русские сказки с неизменным Иваном в главной роли, у которого вместо фамилии емкое «дурак».
— Я бы добавила, что Иван еще герой и защитник. Я сейчас говорю не о защите с оружием в руках. Мы наконецто задумались о том, что национальное, исконно русское хорошо бы оберегать. Так, авторы фильма разбудили какието еще не уничтоженные в современном человеке исконно национальные представления, скажем, о правде.
В итоге фильм о том, что Бог есть, а в России вера — это остров спасения, оказался неожиданно понятным почти каждому школьнику. Пересматривая кадры «Острова», директор Ольга Армеева произносит:
— Нам говорят: раз вы такие умные, почему вы такие бедные? Мы действительно умные, это подтверждается и тем, что наши дети очень легко находят себя и в лучших университетах, и за границей. Я за двадцать лет работы в школе не встречала ни одного ребенка, который хотел бы стать директором «колбасного завода». Врачами, учителями, юристами — это да. И страна, где кусок хлеба с колбасой ценится намного ниже, чем, скажем, книга, не будет состоятельной материально. Мы богаты другим. Я говорю об интеллекте. И вряд ли когданибудь мы станем весь свой недюжинный ум подчинять цели комфорта, удобства. Нам это просто скучно.
Екатерина Дементьева
№52(22215)
22.03.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →