21 марта 2008 года. 08:16

Пост — это не диета

Председатель Московского общества православных врачей, сопредседатель Церковно­общественного совета по биомедицинской этике при Московской патриархии, профессор медицины Александр Недоступ в интервью порталу «Интерфакс­Религия» рассказал о том, какую медицинскую пользу человеческому организму способен принести Великий пост при условии правильного к нему духовного отношения.
— В чем основная польза человеку от поста, с точки зрения православных докторов?

— Для православного врача очень важной представляется духовная сторона поста. Ведь православные признают, что природа человека представляет собой не только тело, но также и душу, и дух. Душа занята эмоциональными, интеллектуальными, логическими, волевыми проблемами, в то время как дух — это та часть души, которая призвана общаться с высшим миром.

Очень важно, что во время поста человек будет соблюдать не только пост телесный, не только воздержание от пищи, но и воздержание от некоторых поступков духовной жизни — гнева, очень буйных развлечений. Это нашло отражение и у великих учителей Церкви, говорящих: «Поститесь, братия, телесно, поститесь и духовно». Духовный пост тоже очень важен, потому что все мы — верующие, неверующие — духовно, конечно, являемся больными людьми.

Мы можем быть душевно вполне здоровыми, логически четко мыслить, знать высшую математику, контролировать эмоции, но при этом дух у нас будет очень поврежден. Все мы этим страдаем — маловерием, отсутствием любви, — то есть качествами, которые измеряются уже по иным критериям, чем логическое мышление. Об этом очень подробно сказано в замечательной книге православного врача, святителя и исповедника Луки Войно­Ясенецкого «Дух, душа и тело».

— Почему, с медицинской точки зрения, может быть важным отказ от негативных чувств и мыслей, страстей, борьба с которыми должна происходить во время поста?

— Мы, православные медики, убеждены, что болезнь имеет происхождение не только чисто телес­ное, но и духовное, причем болезнь и телесная, и душевная. Верующий человек понимает, что болезнь, как правило, — это следствие греха, который присутствует в организме. Об этом можно рассказать даже без привлечения богословских аргументов. Предположим, человек совершил нехороший поступок — то, что со всеми нами происходит сплошь и рядом. При этом человек очень редко не сознает того, что совершил. Он может стремиться забыть свой проступок, загонять его в себя, стараться себя оправдать, но все­таки след от поступка обязательно останется, и человек будет носить это ощущение в себе. И когда это сознание застревает в мозгу, там, в коре головного мозга, создается, даже с чисто физиологической точки зрения, — очаг раздражения, дискомфорта.

По законам индукции работы мозга это раздражение распространяется также и вокруг, на близлежащие отделы, в первую очередь, на так называемую подкорку, которая находится под корой головного мозга и ведает деятельностью наших внутренних органов — сердца, сосудов, желудка и кишечника. Соответственно, это возбуждение переходит в подкорку, и оттуда импульсы начинают распространяться дальше. И вот вам, пожалуйста, — так и начинают возникать и язвенная болезнь, и гипертония, и астма, и все прочие недуги.

Все это близко и психосоматике Фрейда, и павловской теории. Но только Фрейд, как известно, яростный атеист, сводил все к половым инстинктам, все у него было однобоко. И Павлов также был атеист, хотя и рассматривал эти процессы на более высоком уровне. Верующие же люди считают, что физическая поврежденность имеет более глубокие внутренние причины, и в первую очередь это — совесть. Без понятия «совесть» никак не обойдешься, потому что именно она тревожит и будоражит человека. Есть такой афоризм, что совесть — это голос Бога, ведь человеку совершенно непонятно, откуда она берется.

— Можно ли в связи с этим сказать, что пост как просто ограничение в питании не имеет смысла?

— Да, обычно в светской прессе делается упор на диетическое значение поста, доказывается, что это очень полезно — временно перейти на такую облегченную пищу, растительные продукты, что это типа разгрузки, от которой люди вдобавок еще и худеют. Это, конечно, очень утилитарное отношение к посту. Ведь пост — это не разгрузочная диета, а нравственное очищение.

Православные поздравляют друг друга с началом поста именно потому, что понимают, что это — великие дни духовного очищения. Сейчас предстоят дни, когда Церковь особо призывает человека хранить духовную чистоту: особо любить людей, особо жертвовать собой, стараться делать добрые дела, не совершать не предписанных по­ступков. У каждого из нас есть свои страсти и страстишки, которым мы потакаем, потом каемся в них и снова их совершаем. Вот от этого очень важно воздержаться.

— Что бы Вы ответили светским людям, которые утверждают, что пост вреден для здоровья?

— Надо не забывать, что Церковь не настолько жестока и эгоистична, чтобы заставлять всех людей поститься по тем правилам, которые были разработаны в монастырях в средние века. Эти правила поста очень тяжелы и трудны, поэтому Церковь снисходит к людям, когда им бывает трудно. Во­первых, для больных существуют многочисленные послабления, причем иногда до такой степени, что пост снимается совсем. Я однажды был свидетелем того, как одно высокое духовное лицо запретило поститься больной монахине, когда я сказал, что ей здоровье не позволяет поститься. А уж людям светским, которым это вдвойне трудно, безусловно, разрешаются послабления.

Вообще, у церковных людей есть такое выражение: «рвение не по разуму». Надо понимать, что можно, а что нельзя. Детишек надо очень постепенно приучать к посту, конечно, давать молоко, которое им нужно для роста. Церковь так подходит к этой проблеме: если человеку трудно дается пост, он чув­ствует большую раздражительность, начинаются телесные, голодные боли, он чувствует, что не может ни о чем думать, кроме как о еде, то духовник в меру своего разумения, конечно, ему позволит нарушить пост немного.

У многих верующих, решивших держать Великий пост, всегда есть конкретные вопросы к священникам, касающиеся конкретных или личных моментов. Сегодня мы публикуем некоторые вопросы и ответы, связанные с Великим постом, взятые на православном сайте www.pravmir.ru

— Можно ли поститься только первую и последнюю неделю поста?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

— Если речь идет о человеке тяжко болящем, страдающем сахарным диабетом, туберкулезом в третьей степени, дистонией, малокровием, то, конечно же, для таковых Церковь знает смягчение дисциплины поста. Но от прочих, сознающих себя православными христианами, ожидает исполнения поста не выборочного, а всякий раз, когда это предписывают Уставы.

— Как быть с постом у детей? Ограничивать ли их в пище так же, как и себя, либо можно дать слабинку растущим организмам?

Отвечает священник Димитрий Карпенко:

— Мы для своих детей определили следующие ограничения — никаких конфет и мультфильмов. Во всем остальном ограничивать деток в 5­ и 3­летнем возрасте мне кажется неразумным. Хотя есть и «родители­жесткачи», но это их дети. Этих ограничений на данный момент вполне достаточно, чтобы они стали понимать, что все не просто так.

— Как поститься, если тяжелобольному человеку врачи настоятельно рекомендуют хорошо питаться?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

— Церковь, конечно же, устанавливает телесный пост как меру воздержания для людей здоровых или хотя бы относительно здоровых, имея в виду, что он есть средство, прежде всего, воспитывающее нас духовно, а, во­вторых, некоторым образом смиряющее наши телесные страсти. Человек серьезно болящий в значительной мере и так уже смирен немощами своего естества, поэтому, конечно, в случае тяжелого, или хронического, или вдруг возникшего заболевания мера телесного поста Церковью и канонами церковными всегда смягчалась и смягчается. Поэтому можно порекомендовать не отказываться от тех или иных видов пищи, которые рекомендуют врачи, а заместительно усугубить свой духовный пост. Или, предположим, отказаться от тех видов пищи, которые медицински не необходимы, но к которым есть пристрастие.

— Разрешается ли во время поста заниматься спортом и смотреть спортивные передачи?

Отвечает протоиерей Аркадий Шатов:

— Я думаю, что на первой, на Крестопоклонной и на Страстной седмице Великого поста не стоит заниматься спортом. Спортивные передачи я бы не рекомендовал вам смотреть во все время Великого поста. Посоветовал бы вам побольше думать о душе, а не о теле.

Как бы ни окончились спортивные состязания, кто бы ни победил — «Спартак», ЦСКА или «Динамо» — для спасения души это ведь не важно. А вот как закончится наше духовное состязание, духовная борьба — очень и очень важно, от этого зависит наша вечная участь.

Я бы советовал вам поговорить со священником на исповеди о вашем увлечении спортом, о том, в какой мере и степени это допустимо для вас.

— Будьте так добры, расскажите, каким должен быть пост для беременных и кормящих женщин? Читая православную литературу, столкнулась с довольно большим разнообразием «указаний», но все заканчиваются фразой о том, что все изменения и послабления должны производиться «по согласованию с духовником».

Отвечает протоиерей Аркадий Шатов:

— С духовником надо советоваться для того, чтобы избежать самочиния в определении меры поста. Самочиние может привести к двум опасным крайностям: пренебрежению к посту по сластолюбию и невоздержанности или к неумеренному посту по гордости, тщеславию и неразумию.

В Москве опытные духовники по совету с православными врачами часто разрешают беременным и кормящим вкушать в посты все, кроме мяса. Это относится и к однодневным, и многодневным постам. Более строго советуют поститься на первой седмице поста и на Страстной неделе. В среду и пятницу во время многодневных постов некоторые духовники по возможности советуют избегать и молочной пищи.

В отдельных и исключительных случаях, когда беременность осложняется какими­то заболеваниями, по рекомендации православных врачей возможно вкушение в пост и мясной пищи, которая принимается не как пища, а как лекарство. Я пишу «православные врачи», потому что врачи неправославные, не признающие пользы поста, очень часто совершенно необоснованно настаивают на его отмене.

Болезни, неудобства и труды, связанные с беременностью, являются заменой поста. Для кормящих матерей, если молоко есть в избытке, возможен пост в полном объеме. К сожалению, в наше время большинство женщин не может похвастаться отменным здоровьем, и поэтому смягчение поста чаще всего бывает необходимым.

В отношении увлечений (телевизора, кино, других свет­ских увеселений) пост может не смягчаться, а ужесточаться. Частое причащение Святых Таин, усердная молитва, чтение Священного Писания и душеполезных книг, конечно же, во время поста должно быть обязательным для беременных и кормящих. Наверное, допустимо не выстаивать всю всенощную или приходить с младенцем не к началу Литургии, часть правила читать дома сидя. С другой стороны, женщина, готовящаяся к рождению ребенка, или мать, начавшая воспитание младенца, должна усерднее молиться, жить чище, ревностнее относиться к исполнению заповедей, более взыскательно относиться к себе, искоренять страсти, потому что Господь возложил на нее большую ответственность, призвал к высокому служению. Поэтому внутренний пост, при допустимости внешнего послабления, должен быть более строгим.

Ведущий раздела «Православие» Сергей Комлев
№51(22214)
21.03.2008

Источник: Газета «Речь»