20 марта 2008 года. 07:33

«Ягелевый кот» и фестиваль на Петухе

Известный череповецкий бард Андрей Широглазов не пишет на заказ тексты для эстрады: «У меня было несколько предложений подобного рода от питерских и московских исполнителей. За одну «рыбу» предлагали 200 — 300 долларов, но я отказался. Мне это просто неинтересно. Писать­то нужно откровенную чушь: «Восемнадцать мне было, я тебя полюбила»… Пришлось отказаться, чтобы по­прежнему себя уважать». Зато он с удовольствием ездил к геологам за материалом для новых песен. Скоро череповчане смогут их услышать.
В мире череповецкой культуры имя Андрея Широглазова стоит особняком. С одной стороны, он всегда был не чужд некоторого официоза: как­никак член Вологодской писательской организации, городского литературного совета, председатель жюри музыкальных и поэтических конкурсов; лауреат всероссийских и международных конкурсов, обладатель литературных премий. С другой — один из ярких представителей череповецкого андеграунда с никому не подцензурными программами и полнейшей финансовой независимостью от местных властей. Сам Андрей говорит об этом так:

— Независимость не кормит, зато дает ощущение внутренней свободы. Темы песен и стихов я выбираю сам. Конечно, есть какая­то внутренняя цензура, но от внешнего давления я избавлен.

— И все­таки от платных концертов ты не отказываешься?

— Все относительно. Как правило, концерт подразумевает аренду зала, оплату гардеробщика, звукооператора. Так что заработанные деньги тут же перекочевывают в чужие карманы. А когда выступаешь в другом городе, тебе нужно оправдать хотя бы билеты и проживание. Жить с этих «доходов» практически невозможно.

— Так, может, сменить творческий профиль? Кто­то ведь неплохо кормится с текстов для эстрады…

— У меня было несколько предложений подобного рода от питерских и московских исполнителей. За одну «рыбу» предлагали 200 — 300 долларов, но я отказался. Мне это просто неинтересно. Писать­то нужно откровенную чушь: «Восемнадцать мне было, я тебя полюбила»… А меня, как филолога, от подобного «творчества» тошнит. Пришлось отказаться, чтобы по­прежнему себя уважать.

— Андрей, ты стал лауреатом Грушинского фестиваля в 1995 году, а твой первый диск увидел свет только 11 лет спустя. Почему?

— Запись диска, если подходить к делу профессионально, — очень дорогое удовольствие. Поэтому я ждал удобного случая, и когда он представился — я им воспользовался.

— А что за случай, если не секрет?

— В свое время я начал сотрудничать с Максимом Родионовым с областного телевидения. Он делал программу «Лес» и хотел, чтобы в ней звучали песни о мест­ных лесниках. Это мне показалось интересным, и я включился в проект. Постепенно песен набралось довольно много, и сама по себе возникла идея записи диска. Нас финансово поддержали ЗАО «ЧФМК» и Белозерский леспромхоз. Так появилась «Россия неделима» — мой первый русский альбом.

— Почему именно «русский»?

— По тональности, по тематике, по отношению к власти… Так ведь изначально и задумывалось: все песни писались как бы от имени простого лесоруба, который смотрит на то, что происходит вокруг, и все это комментирует.

— Андрей, буквально на прошлой неделе вы закончили запись двух новых альбомов. Насколько я в курсе, их выпуск финансировался Республикой Коми. Это правда?

— Да. Вернее, деньги шли не из республиканского бюджета, а от фирмы «МИРЕКО» (Минеральные ресурсы Коми). Это геологическая компания — бывшая «Поляргеология». Я достаточно часто выступаю с концертами в Коми: Ухта, Сыктывкар, Воркута… За эти годы у меня появился целый цикл приполярных песен. И северяне предложили мне записать диск. В прошлом году мы с Сергеем Рыжовым даже ездили специально по геологическим партиям — собирать материал. Это была сказочная поездка! Геологи — уникальные люди, в которых еще остаются романтика и настоящая преданность своей профессии. Песни, которые возникли по следам нашей поездки, родились легко и непринужденно. Поэтому и диск получился достаточно качественным.

— А кто участвовал в его записи?

— Северяне денег не пожалели. Поэтому у нас появилась возможность пригласить много хороших музыкантов. На этот раз русскость проекта подчеркивают не только тексты, но и музыкальное оформ­ление: кроме двух акустических гитар (С.Рыжов и В.Сергеев), на диске звучат домры, балалайка и контрабас­балалайка (группа «Гобелен»), бас­гитара О.Февралева и барабаны А.Воробьева. Впервые в жизни я пел под мини­оркестр. Это было замечательно!

— В ближайшее время вы презентуете свой альбом в Сыктывкаре и Воркуте. А череповчане смогут услышать ваши новые песни?

— Конечно. В конце мая, предположительно — в Камерном театре, где мы, собственно, и записывались. Кроме «Ягелевого кота» (так мы назвали свой северный диск) на концерте пройдет презентация и второго проекта — диска «Категории быта». Это чисто бардов­ский проект: я и гитара. Он тоже оплачивался за счет Коми. Но сама презентация будет посвящена ­50­летию ЗАО «ЧФМК», на котором я работаю вот уже девять лет.

— Насколько я понимаю, этот концерт будет своеобразным стартом фестиваля на реке Петух?

— В каком­то смысле… Но на самом деле «началом» Петуха я бы назвал концерт замечательного барда Евгения Исакевича, который пройдет в актовом зале ЧГУ 23 марта. Женя — один из лучших представителей современной российской авторской песни, уровня Булата Окуджавы. Не пропустите это действо! Подобные люди не часто бывают в Череповце.

— А сам Петух чем будет интересен?

— В последнее время мы делаем упор не столько на конкурс, сколько на концерты гостей. Их с каждым годом на фестиваль приезжает все больше. В этом году мы ожидаем большой десант из Питера. Председателем отборочного жюри будет герой Дней русской поэзии в Череповце, один из лучших поэтов современности — Владимир Шемшученко. Скорее всего, приедет на Петух и легендарный Альфред Тальковский. Ведем мы переговоры и с Валентином Вихоревым, и с Игорем Царевым (Москва). Уже дал добро все тот же Евгений Исакевич. Так что гостевая программа в этом году будет звездной. Правда, все упирается в финансирование: мы ведь проводим фестиваль практически на свои деньги. Так что любой помощи мы всегда рады.

Александр Силинский
№50(22213)
20.03.2008

Источник: Газета «Речь»