19 марта 2008 года. 08:05

Диспансеризация со множеством неизвестных

Порядка 50000 жителей области предстоит осмотреть медикам в рамках нового приказа Минздравсоцразвития о всеобщей диспансеризации работающих граждан. О том, как это будет происходить, управление здравоохранения пока не имеет четкого представления. Какие конкретно граждане подпадают под действие приказа, как организовать для участия в диспансеризации разношерст­ный контингент, как всех охватить при имеющихся технических и кадровых возможностях? Медики ждут ответа на эти и другие вопросы. Ситуацию комментирует начальник управления здра­воохранения Феликс Фарбер.
На вчерашней пресс­конференции начальник управления здравоохранения Феликс ФАРБЕР прокомментировал вышедший на прошлой неделе приказ Министерства здравоохранения и социального развития, который расширяет диспансеризацию граждан в 2008 — 2009 годах. Прокомментировал — по мере возможности: «К сожалению, как всегда бывает в таких случаях, приказ не отвечает на многие вопросы, которые у нас возникают».

Напомним, согласно приказу дополнительной диспансеризации теперь подлежат не только бюджетники, но все работающие граждане, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования, всех организаций независимо от организационно­правовой формы и формы собственности.

— Предыдущие приказы четко обозначали контингент, на который они распространялись: диспансеризация работников бюджетной сферы, углубленные медицинские осмотры граждан, работающих во вредных условиях. А в данном приказе речь идет просто об осмотрах работающих. Фактически, мы не знаем, распространяется ли его действие, например, на тех людей, которые проходят углубленные медицинские осмотры или профосмотры. В прошлом и позапрошлом годах у нас проходили дополнительную диспансеризацию работники бюджетной сферы — можно и нужно ли включать их повторно? Из министерства пока никаких разъяснений по этому поводу не поступило.

— Если в предыдущие годы в рамках диспансеризации и углубленных медосмотров мы работали с организованными контингентами людей, то сейчас нам придется привлекать работников самых разных предприятий и организаций вплоть до индивидуальных предпринимателей. И как здесь организовать работу? Прежде всего, трудность состоит в том, что ни областной департамент, ни городское управление здравоохранения не располагают какой­либо базой данных о существующих организациях и индивидуальных предпринимателях. Во­вторых, нет механизма привлечения этих людей к осмотрам. Если человек не захочет — как заставить? Не выдавать больничный лист? Это дело добровольное. Есть возможная методика: к примеру, участковый терапевт берет на себя человека (допустим, приглашает по телефону) и дальше организует для него все осмотры. Но эту методику никто и нигде пока не применял, и как она будет действовать, предугадать трудно.

— Несмотря на неясность с контингентом, мы уже знаем, что в Вологодской области нужно будет осмотреть примерно 50 тысяч жителей в рамках этого приказа. Причем львиная доля нагрузки ляжет на Череповец и Вологду. Потому что программа диспансеризации включает в себя такие сложные исследования, как маммография или исследования на наличие онкомаркеров. В районах области в настоящее время нет необходимого для того оборудования. Получается, что мы опять наступаем на те же грабли. Два года назад, когда приказ о диспансеризации вышел в первый раз, в нем было указано обязательное проведение маммографии. Но позже с учетом отсутствия маммографов и их низкой пропускной способности приказ был изменен, было разрешено вместо маммографии проводить ультразвуковые исследования молочной железы. Пропускная способность кабинетов ультразвуковой диагностики значительно выше. В течение рабочей смены на одном маммографе обследуется максимум 14 человек. А маммографы, имеющиеся в городе, можно пересчитать по пальцам одной руки. Если мы такими темпами будем проводить диспансеризацию, то просто сорвем план. А ведь оплата лечебным учреждениям будет производиться, только если все виды обследования будут выполнены.

— Само собой, предполагается привлечение дополнительных сил. Мы уже неоднократно говорили, что узкие специалисты у нас одновременно занимаются этими осмотрами и ведут амбулаторный прием. Если с гинекологами, например, большой проблемы нет, то с эндокринологами проблемы серьезные, с неврологами тоже. Конечно, чтобы осмотреть такое количество людей, узких специалистов придется хотя бы частично снимать с приема, что не может не повлиять на доступность медицинской помощи. Безусловно, сейчас акценты смещаются на профилактику, вся работа по диспансеризации — профилактическая. Конечно, лучше обнаружить заболевание на ранней стадии и предупредить, чем потом его лечить. Поэтому, в общем­то, решение министерства правильное. И потом, не все города в таком положении, как Череповец, где нет медицинского вуза. Например, в Ярославле, где есть медицинская академия, таких проблем с узкими специалистами нет.

С подобными трудностями мы встречались и в прошлые годы, но потом к приказам поступали какие­то разъяснения, и, как правило, нам удавалось установленные планы выполнить. Надеюсь, что так произойдет и сейчас.

Татьяна Тихонова
№49(22212)
19.03.2008

Источник: Газета «Речь»