18 марта 2008 года. 08:43

Зачем переодели Базарова

Вологодский режиссер Борис Гранатов доказал школьным учителям свое право на эксперимент
Художественный руководитель Вологодского театра для детей и молодежи Борис Гранатов накануне очередных гастролей театра в Череповце встретился с учителями. Как оказалось, последние все еще не могут простить известному вологодскому режиссеру, что в спектакле «Отцы и дети» он одел главного нигилиста страны Базарова в потрепанные джинсы и заставил не морщась слушать тяжелый рок. За час общения Борис Гранатов переспорил всех учителей и почти наверняка «заставил» их влиться в ряды поклонников своего театра. А это значит, что на апрельских гастролях аншлаг вологодским актерам практически обеспечен.

Впрочем, сам Борис Гранатов от подозрений в пиаре открещивался, как мог: мол, и мысли не было рекламировать родной театр. В актовом зале управления образования, где и проходила встреча, у харизматичного Гранатова задача была куда более сложная. Оставаясь режиссером, руководитель театра еще и учителем решил стать для череповецких педагогов.

— Это разговор о том, как воспринимать спектакль и имеет ли режиссер право на собственную трактовку. Ведь моя профессия — это интерпретация, и те театры, которые чего­то стоят, знамениты именами режиссеров, — подчеркнул Борис Гранатов и многозначительно помолчал. — Пьесу читать надо не глазами, закрытыми шорами школьной интерпретации, которая к тому же давно устарела.

Похоже, последнюю фразу простить известному режиссеру согласны были далеко не все учителя. Выслушав монолог Бориса Гранатова о спектаклях «Кот в сапогах» и «Счастье мое», которые театр привезет в апреле, кто­то в зале набрался смелости и признался­таки:

— Для меня самой Базаров в оранжевой майке, на которой написано что­то по­английски, оказался неожиданностью. Я детей привела исключительно для того, чтобы они получили своеобразную иллюстрацию романа…

— Иллюстрацию? — перебил Борис Гранатов. — Никогда этого не будет! И если смотреть спектакль с книгой в руках, то лучше вообще не ходить. Меня упрекнули однажды: мол, что это у вас Базаров на повышенных тонах разговаривает с дядей. А по Тургеневу у него только бровь одна поднялась. Ну, давайте я вам поставлю стекло увеличительное на авансцене, чтобы вы из пятнадцатого ряда увидели, как у Базарова одна бровь дернулась…

Было видно, что вологодский режиссер не раз, и даже не два защищал нигилиста, которого сам же лишил новомодного сюртука покроя 1860 года. Впрочем, и учителя сдаваться так просто не собирались.

— Вы подняли проблему, а Тургенева потеряли. Где дух эпохи? — спрашивала одна из учительниц.

Пожав плечами, Борис Гранатов ответил, что «это только кажется, будто его нет».

Повод для продолжения своей почти обвинительной речи все тот же педагог нашла в распечатке репертуара вологодского театра. Напротив спектакля «Чердак» (по пьесе М.Горького «На дне») с легкой руки склонного к экспериментам Гранатова значилось «комедия».

— Над чем смеетесь? Над подвальной жизнью?

— Над жизнью, которая заставляет людей так жить. У нас, кстати, действие происходит в наши дни, — быстро нашелся Гранатов.

После окончания встречи, которая как­то сама собой превратилась в творческий вечер вологодского режиссера, случилось то, что и должно было случиться. Вереницей потянулись учителя к Борису Гранатову. За автографом. Получив желаемый росчерк, кто­то тут же отходил, а кто­то еще и о мастер­классе просил. Режиссер лишь понимающе кивал головой. Вслед за учителями за автографом подошли и дети — участники одной из городских театральных студий.

— Какие еще вы привезете к нам детские театры? — не сдержав волнения и перепутав слова «театр» и «спектакль», произнес один из них.

— Театр у нас только один, — поставил недостающую во встрече точку Борис Гранатов.

Екатерина Дементьева
№48(22211)
18.03.2008

Источник: Газета «Речь»