17 марта 2008 года. 10:41

Нет рабочих в своем Отечестве? Гастарбайтеров везут в Россию оптом

Специальности предлагают на любой вкус: строители, лесозаготовители, сборщики мебели и даже овощеводы. Как сообщают «Ведомости», спрос на иностранных рабочих в России за последние годы резко вырос. Дело поставлено на поток. «Меньше чем на 50 китайцев заказы не берем, — говорит журналисту «Ведомостей» по телефону оператор одной из китай­ских фирм. — Но доставим в Россию рабочих быстро». Мигрантов можно получить не только быстро, но даже с гарантией: если они чем­то не устроят заказчика, в первый месяц их поменяют бесплатно. Гастарбайтеры раскладывают товары по полкам супермаркетов, шьют одежду, строят дороги, убирают метро. И в то же время Россия стала главным поставщиком рабочих для Восточной Европы и Центральной Азии? Парадокс или закономерность? Свое мнение по этому поводу высказывают…
Евгений ГОГОЛИЦЫН, генеральный директор ООО «Пищевик», депутат городской Думы:

— У нас хорошая страна, хороший народ, просто идет становление экономики. Был идефикс в 90­х годах: мол, поеду за границу, заработаю денег. Поеду куда и зачем? Лет пять туалеты мыть во Франции, потом столько же улицы подметать и окурки в скверах подбирать? Не надо никуда ехать, и не нужно отдавать свою экономику на откуп гастарбайтерам. Франция, Германия, Англия и другие страны Западной Европы уже научены горьким опытом. Мигранты в этих странах начали чувствовать себя хозяевами жизни со всеми вытекающими последствиями. Что я имею в виду? Люди другой веры, другой религии, устремлений не ассимилируются с коренным населением, а требуют, чтобы это население подстраивалось под их обычаи. Но это, на мой взгляд, неправильно. Со своим уставом в чужой монастырь не ходят. В Арабских Эмиратах есть ограничения для ино­странных граждан. Гастарбайтерам, к примеру, не позволяют рожать и депортируют семью, где родился ребенок. Я не против гастарбайтеров, но они должны работать и жить по нашим, российским, законам, иначе мы сами скоро станем гостями в своей стране. Маленькая зарплата! Это экономическая категория, ее размер зависит от производительности труда, а не от желания руководителя мало платить. А тут еще кредитомания. Человек, не желая прилагать усилий, хочет покупать. Ему уже не хочется трудиться за 15 — 20 тысяч рублей. Подобная ситуация — искривление сознания, но это пройдет.

Анатолий ОЛЕЙНИК, генеральный директор ОАО «Череповецпромстрой»:

— Привередливыми стали и гастарбайтеры. По неофициальным данным, иностранные рабочие, те, что прежде стремились в Череповец, теперь рванули в Сочи — на строительство олимпийских объектов. Там теплее и зарплату сулят неизмеримо большую, чем наша. Есть и другая проблема, касающая­ся уже наших рабочих. К примеру, работяга — каменщик, плотник — с большей охотой пойдет на строительство, которое ведут в Череповце некоторые московские, питерские и другие иногородние строительные фирмы. Почему? Да потому что зарплату ему выдадут большую — черным налом. А наша деятельность у налоговой инспекции как на ладони. К примеру, на бюджетных заказах много не заработаешь, но мы возводим такие объекты, поскольку нужны оборотные средства. А бывает, заказчик ставит ограничитель по зарплате: рабочему платить 10500 рублей, и не больше. А условия на стройке никогда не были легкими — работают люди и в дождь, и в снег, и в жару. На мой взгляд, иностранные рабочие не представляют собой никакой угрозы для Череповца. Пусть будет рынок иностранной рабочей силы, я не против. Но все должно быть на законных основаниях. Самим же нам нужно поднимать престиж рабочей профессии. Ну не хочет молодежь идти в каменщики, престижнее считается торговля, а не мастерок в руках. Думаю, это перекос, и его нужно выправлять. Как? Восстанавливать разрушенное. Молодой человек приезжает в город из района или из другого региона. В чем он нуждается в первую очередь? В жилье. Ведь были общежития, люди жили в них годами, заводили семьи, рожали детей, а потом строили квартиры. Может быть, лишний раз не пришлось бы уповать на гастарбайтеров из Вьетнама, Китая или стран СНГ — Таджикистана, Узбекистана и пр.

Татьяна СМИРНОВА, директор Центра занятости населения:

— Процесс привлечения ин­о­странной рабочей силы не несет в себе угрозы, если он регулируется и управляется государством. Это когда все налоги заплачены, люди обеспечены работой и размещены в нормальных человеческих условиях — а не в палатках, сараях, вагончиках. Если нет самовольного въезда в страну кого угодно, без знания русского языка, с какими угодно заболеваниями, привычками, в том числе и вредными. Предприятия же должны заранее планировать привлечение иностранных рабочих, подавать заявки на квотирование иностранцев. Сейчас этот процесс упрощен. Откуда приезжают рабочие, как правило? Из стран СНГ, из Белоруссии, Украины, из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии. К слову, приезжают, как к себе домой, что понятно, поскольку в этих государствах у многих из нас живут родные, близкие. Едут, потому что там работать негде. Если говорить об официальном привлечении мигрантов, то чаще всего востребованы высококвалифицированные менеджеры, повара национальных кухонь. Отдельная востребованная категория — строительные профессии. Но и здесь нужны рабочие с высокой квалификацией, опытом. Сегодня каменщиков, плотников, маляров, штукатуров днем с огнем не сыщешь. Вы не поверите, но мы не можем набрать группу токарей на обучение для одного из предприятий. Причем если даже мы их наберем и их обучат — не факт, что токари останутся работать на этом предприятии, что их потом не переманят, не соблазнят более высокими заработками. Дети наши ориентированы нами, родителями, совсем на другие специальности — они хотят быть менеджерами, юристами, экономистами. Парадокс? Вряд ли. Многие развитые страны сталкиваются точно с такими же проблемами, но решают их по­другому. К примеру, в Швецию берут только высококвалифицированных специалистов, да и то, прежде чем попасть в страну, необходимо преодолеть множество барьеров.

Татьяна Ковачева
№47(22210)
17.03.2008

Источник: Газета «Речь»