Человек-театр
Глядя и слушая Елену Камбурову, понимаешь, зачем и для кого Камерный театр обзавелся роялем Yamaha стоимостью в три миллиона рублей. «В ее голосе есть и скрипка, и барабан», — написала после концерта Камбуровой в книге отзывов одна 10летняя зрительница. Двухчасовой концерт «человекаоркестра» и «человекатеатра», объединившего в себе поэзию, музыку и незаурядное актерское мастерство, собрал полный зал Камерного театра. Выступали втроем — певица, пианист и гитарист.
Она хотя и поет классические романсы, не очень их любит. «Плесните колдовства в хрустальный мрак бокала» — спору нет, красиво сказано, но безжизненно както. Такое Камбурова исполнять никогда не станет. Ей нужна история, по возможности жизненная, чтобы было где развернуться живущей внутри актрисе. Если уж петь, то не веревкой к микрофонной стойке привязанной, а с включением всех изобразительных средств, доступных человеку, — рук, ног, губ, глаз и даже пышной шевелюры. Этакая песня с субтитрами. Поет про шарманщика — крутит в воздухе невидимую ручку шарманки. Композиция о воздушной гимнастке заставляет немедленно притвориться таковой — шаткой походкой пройтись по выдуманному канату, демонстрируя дикий ужас перед опятьтаки несуществующей пропастью. В положенном на музыку стихотворении Николая Гумилева «Жираф» Камбурова в перерыве между куплетами щелкает языком, присвистывает и завывает за всех обитателей африканской фауны разом. Хотя и не бывал на Черном континенте, подтверждаю — похоже. Несмотря на возраст, в минуты вдохновения она носилась по сцене со старомодным микрофоном и тянущимся от него толстенным шнуром что Алина Кабаева с ленточкой.
Бесспорно, самый гибкий инструмент (и музыкальный, и плотницкий) на свете — двуручная пила, которую лесоруб запросто обвязывает вокруг торса, когда идет на делянку. Сродни пиле и голос Елены Камбуровой, который даст фору ее же мимике и жесту. Помните «скрипку и барабан» из первого абзаца? Поет за себя и за того парня. А еще может за девочку, старушку и старика, маленькую собачку и разъяренного носорога — не случайно более сотни закадровых ролей в кино и мультипликации сыграла. Лирический и нежный тембр барышни в одночасье способен превратиться в прокуренный голос салонной певички, если того требует смысл песни. В одной она не жалеет связок и выбивает зрительскую слезу отлично поставленным вокальным криком, в другой достигает того же эффекта спокойным, почти разговорным, тоном, каким поют колыбельные. У Камбуровой отлично получаются песенные диалоги влюбленных, когда одновременно за мужчину и женщину. Без циркачества, штампов и нарочитой пародийности. Дабы услышать ее подлинный повседневный голос, по завершении концерта корреспондент «Речи» отправился за кулисы.
«Вы не против, если я буду на вопросы отвечать и в то же время собираться? На поезд опаздываю», — извинилась народная артистка, мечась по гримерке и набивая сумку реквизитом. По всей видимости, интервью давалось Елене Камбуровой нелегко. После двух с лишним часов беспрерывного пения и чтения наизусть, нужные слова отыскивались не легче, чем концертная косынка (в одном из номеров Камбурова играет деревенскую старушку), на которую случайно (честное слово!) сел назойливый журналист.
— Всегда приятно к вам приезжать, зритель в Череповце замечательный. Я здесь несколько раз выступала, а не так давно была проездом на теплоходе. Мечтаю сюда приехать как православный паломник. Здесь есть места, куда надо стремиться попадать, — Кириллов, Ферапонтово. Не первый год на Леушинские стояния хочу выбраться.
— Много лет вы исполняете произведения плеяды русских бардов — Окуджавы, Высоцкого и других. С кемто из них были лично знакомы?
— С Окуджавой дружила много лет. С Беллой Ахмадулиной хорошо знакома. Дружна была с Давидом Самойловым. С Высоцким мы знали друг друга, но друзьями не были. Зато сейчас наверстываю — с его сыном Никитой готовим программу по его произведениям.
— Хочется спросить о ваших кинематографических работах…
— (Перебивает.) Так я за кадром всегда.
— …зато интереснее многих, кто в кадре. Вопрос о фильме Никиты Михалкова «Раба любви». Как работалось с ныне признанным мэтром, а тогда молодым, подающим надежды режиссером?
— Я много чего записывала для кино — более сотни картин в моей фильмографии. Но «Рабу любви» вспоминаю особо. Это был единственный случай, когда режиссер на записи стоял со мной рядом. Обычно как запись проходит — ты внизу в зале поешь, а режиссеры вверху сидят и «крытику» наводят. До меня записывались восемь исполнительниц, и никто Михалкову не подошел. Он был в таком отчаянии. Поэтому стоял рядом и дышал со мной, каждую строчку шептал.
— В советском кино за героевмальчиков традиционно поют женщины. В «Приключениях Электроника» вы спели за Сыроежкина так, что я лично выиграл два пари у знакомых. Не верили, что слышат голос народной артистки, а не 13летнего пацана. Как удалось так вжиться?
— Так получилось, что я не расстаюсь с детством — привычками какимито, да и восприятием мира. Это не значит, что я впала в детство. Просто человечек маленький до сих пор сидит во мне. Попрежнему я многого не понимаю в этом взрослом мире. Мне очень легко было записать Сыроежкина — пела своим голоском, только убавила количество лет. Вот и все.
— А откуда режиссер мог узнать, что вы можете подобное? Гдето демонстрировали этот талант?
— Я же перед этим еще заставку для «Ералаша» записала. Помните это: «Мальчишки и девчонки, а также их родители…»? Случайно получилось. Я была на киностудии Горького, записывала какуюто другую вещь. В соседнем помещении как раз этот «Ералаш» записывали. Наприглашали мальчиков из детских хоров. Пели они, пели, а режиссеру никак не нравилось. Меня попросили: «Вы им покажите, какая энергетика должна быть у песни». Я напела наскоро. Они обрадовались. Нам, говорят, ничего другого и не надо. Много я пела потом такими детскими голосами. В мультфильмах множество зверюшек озвучила. Это, конечно, все очень интересно, но понастоящему серьезно я относилась и отношусь только к сцене.
— Вы признанный мастер интерпретации. Скажите, если взять самую простенькую поппесню, сделать интересную аранжировку, иначе исполнить, можно превратить ее в факт искусства?
— Если там нет в основе никаких стихов — ведь то, что мы слышим на радио и по телевизору, это убийство поэзии, — то вряд ли. Бывает и так, что стихи как раз неплохи, но манера ужасна. Манера исполнения — в попмузыке это хуже всего.
— Случалось спасти песню, перезаписав ее?
— Однажды я пела за Гундареву в одном из ее последних фильмов. Она играла эстрадную певицу. Режиссер попросил спеть в попсовой манере. Спела, вроде получилось. Азнавур хорошо по этому поводу сказал: «Так, как они, я всегда спеть смогу. Пусть попробуют спеть, как я».
Сергей Виноградов
№42(22205)
07.03.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →