«Просим уволить по сокращению»
Ущемленными в трудовых правах почувствовали себя работники череповецкого хлебокомбината. Произошедшие на предприятии структурные изменения, которые сказались на условиях их труда, работники восприняли как «новую беду», усугубившую прежнюю — низкую зарплату. И обратились в различные инстанции с просьбой проверить законность осуществляемых на комбинате переводов и увольнений.
Свою проблему они также изложили в письме, адресованном нашей редакции, за подписью «несдающиеся работники хлебокомбината». Приведем выдержки из него.
«На предприятии «Череповецхлеб» работают в основном женщины. А труд у пекарей далеко не из легких: жар от печей, тяжелые поддоны с хлебом, плохая вентиляция и шумозащита и т.д. И все это с учетом того, что труд весь ручной, механизация минимальная, да и та «дореволюционных времен». Зато заработная плата оставляет желать лучшего. В цехах при работе по сменам она едва переваливает границу прожиточного минимума <…> Вот теперь еще новая беда. Генеральный директор решил сокращать производство и закрывает один цех за другим. В сентябре закрыл зефирный, в октябре — линию печенья, в декабре — линию выпечки и слоеных изделий. Как быть работникам? Сокращения на хлебокомбинате почемуто нет, поэтому нам предлагают либо уволиться по собственному желанию, либо перейти на нижеоплачиваемую работу, с другим графиком, с другой специализацией <…> Неужели мы просим так много? Всего лишь уволить нас по сокращению штата с выплатой выходного пособия, чтобы мы смогли найти достойную, устраивающую нас работу, а не класть зубы на полку».
— В данной ситуации я вижу два аспекта проблемы, — говорит зам. мэра Сергей Ананенко, ознакомившийся с обращением коллектива хлебокомбината. — Первый — чисто экономический. Если анализировать действия, предпринимаемые предприятием, с точки зрения бизнеса, их логика понятна. По мере того, как у предприятия возникают проблемы со спросом на те или иные виды продукции, оно сокращает производство по этим видам продукции. И в этот процесс трудно вмешиваться. Предприятие должно действовать как экономически независимый субъект, ориентированный на получение прибыли. Второй аспект проблемы — взаимодействие с коллективом. Я давал поручение центру занятости подключиться и провести проверку. Главный вопрос заключается в том, нарушаются права работников или нет? Если предприятие действует законно, то у каких бы то ни было государственных органов претензий к нему быть не может. Я не исключаю того, что нарушений нет, но в любом случае работники действуют абсолютно правильно. Они не сидят в ожидании, не молчат, а пытаются задавать вопросы тем органам, которые отвечают за надзор в сфере охраны труда. Мы постараемся держать этот вопрос на контроле.
В центре занятости ответ на запрос мэрии подготовлен.
— Если работодатель планирует произвести сокращение, он должен сообщать нам о его сроках, — говорит Наталия Никольская, начальник юридического отдела центра занятости населения города. — На хлебокомбинате сокращение не производилось, данных о том к нам не поступало.
Инспекция труда, произведя проверку по жалобе работников хлебокомбината, нарушений трудового законодательства не выявила.
— Увольнение работников по сокращению штата производится по инициативе работодателя. В Трудовом кодексе РФ есть статья (81я), которая так и называется: «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя». Она включает несколько пунктов, в том числе «сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя». Законодательно нельзя обязать работодателя к увольнению работников по сокращению, за исключением случаев, когда, условно говоря, другие варианты выхода из сложившейся ситуации не подошли. И в данном случае это можно было бы сделать, если бы работники не подписывали соглашения о временном переводе на другую работу, — рассказывает Тамара Кудрявцева, государственный инспектор труда по правовым вопросам государственной инспекции труда в Вологодской области.
Трудовой кодекс предписывает в данной ситуации следующий алгоритм действий. На хлебокомбинате, как говорит Тамара Кудрявцева, происходит структурная реорганизация производства, по этой причине прежние условия трудового договора с работниками не могут быть сохранены. Статья 74 Трудового кодекса в таком случае обязывает работодателя предложить работнику в письменной форме другую работу. Согласно статье 72.2 по соглашению сторон работник может быть временно переведен на другую работу на срок до одного года. И работники хлебокомбината в декабре и январе заключали такие соглашения, условиями которых было предусмотрено сохранение среднего заработка по прежней работе.
Если работник отказывается от предложенной работы, то работодатель увольняет его без отработки с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного заработка. Так предписывает статья 74.
Но этой же статьей оговаривается: если причины изменения условий трудового договора (в данном случае структурная реорганизация производства) могут повлечь за собой массовое увольнение работников, то работодатель имеет право вводить режим неполного рабочего дня. А если работник отказывается работать в таком режиме, то трудовой договор с ним расторгается уже именно по сокращению штата. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации — выплата выходного пособия в размере среднего заработка за два месяца, а в случае своевременной постановки на учет в центре занятости — за три месяца.
— Загвоздка в том, что работники хлебокомбината подписывают соглашения о временном переводе. В ответе на их жалобу я написала: если хотите, чтобы вас уволили по сокращению штата, то не соглашайтесь на переводы, — говорит Тамара Кудрявцева. — Кроме того, работники говорят, что руководство заставляет их уволиться по собственному желанию. Заставить уволиться никто не вправе, а если заставляют, то можно обратиться в суд. Если в суде будет доказано, что работник написал заявление на увольнение под давлением, то работодателя обяжут его восстановить и возместить моральный вред.
Получить комментарии руководителя хлебокомбината нам не удалось, в течение десяти дней мы безуспешно пытались с ним связаться. О причинах структурных преобразований, происходящих на хлебокомбинате, можно догадываться исходя из общей оценки современного рынка пищевой промышленности.
— Ситуация там сегодня непростая, — считает зам. мэра Сергей Ананенко. — По мере того, как доходы граждан растут, предложение продукции предприятий пищевой промышленности на рынке тоже увеличивается. У многих супермаркетов открываются свои пекарни. Заметьте, какие цеха закрывает хлебокомбинат — кондитерские. На рынке кондитерских изделий довольно большая конкурентность. Зефир, например, сейчас можно купить любой — хоть питерский, хоть рыбинский. С одной стороны, предприятию нужно поддерживать высокий уровень зарплат, а с другой — оно сталкивается с ограничениями по спросу. Когда покупатель видит, что есть хлеб по 16 рублей и есть по 10, то у него возникает вопрос: а почему этот хлеб стоит 16 рублей? И делает выбор. Лет 15 назад доля продукции нашего хлебокомбината на рынке составляла более 95 %, сейчас она значительно меньше: и выбор стал больше, и покупатели разборчивее.
По словам юрисконсульта ООО «Череповецхлеб» Ольги Володичевой, на данный момент на предприятии все встало на свои места:
— Участок зефирного цеха, работники которого писали жалобы, никогда не был приостановлен — он работал, просто объем заказов был несколько ниже. Сейчас заказы пошли, производство стало расширяться, и появилась возможность вернуть сотрудников на прежние рабочие места. На сегодня сроки по всем дополнительным соглашениям о временных переводах истекли, и все люди работают на своих прежних местах, в том числе и те, кто писал жалобы.
Татьяна Тихонова
№41(22204)
06.03.2008
Три десятка многоэтажек в Вологде остаются без тепла из-за массовых прорывов батарей отопления
Авария произошла вчера поздно вечером →
Сокольские власти закрыли школу, где ученики массово заболели внебольничной пневмонией
Об этом на экстренном заседании санитарно-эпидемиологической комиссии объявил глава округа →