6 марта 2008 года. 11:28

Местная водка теряет рынок

Областные власти обвиняют торговые сети Череповца и Вологды в игре «против своих»: лучшие полки достаются алкоголю питерских и московских производителей
Вологодский крепкий алкоголь теснит привозная продукция. Акцизы идут в бюджет того региона, где водка производится, — значит, казна недополучает деньги. В прошлом году из­за падения объемов продаж местных «ликерок» областной бюджет, по данным департамента продовольственных ресурсов, недополучил больше 100 млн рублей налога. За первый квартал этого года отставание от плана — около 30 млн. Эта тема обсуждалась накануне на большом совещании, которое провела начальник департамента продовольственных ресурсов области Тамара Бритвина.

В 2005 году доля местной продукции на алкогольном рынке области составляла 41 %, в 2007 году — 32 %. В снижении объемов реализации «наших» водок Тамара Бритвина обвинила оптовиков и розничные магазины.

Например, череповецкая сеть «Вега», утверждают чиновники, ограничивает присутствие местного алкоголя на уровне 0,7 %. Остальное — привозное. В Вологде положение лучше — до 14 %. Но и это, по мнению участников совещания, недостаточно.

«Бизнесменам надо задуматься, где они живут и почему они создают рабочие места и налоги другим регионам. Надо поддерживать своих производителей!» — возмущалась на совещании Тамара Павловна.

«И большинство оптовиков практически не работают с нашими производителями», — констатировал ее заместитель Василий Бурлов. При этом, по его словам, недавние исследования показали, что по качеству вологодские водки не только не уступают раскрученным брендам, но и превосходят их.

Представители магазинов утверждают, что выбирают не они, а покупатели. «Дегустаторы и лаборатории вынесли определенное решение — это одно дело. А когда потребитель говорит, что что­то не так с этой водкой — это другое. И отпускные цены, я считаю, часто завышены. А ведь мы должны не только продать товар, но и что­то заработать», — сказал на совещании гендиректор торгового предприятия «Вологодское» (фирма владеет сетью относительно небольших магазинов) Николай Филь. Его коллега Олег Платонов (управляющий сбытовой сетью «Пятерочка» в Вологодской области) посоветовал ЛВЗ вкладываться в раскрутку продукции, а чиновникам — информировать покупателей о том, что, покупая местное, они помогают наполнению бюджета.

«Торговые представители питерских и московских брендов в магазинах часто платят «наличкой», чтобы на полках была их продукция», — парировал гендиректор Великоустюгского ЛВЗ Андрей Саночкин.

«Дистрибьюторы платят и подарками, и скупают полки», — продолжил гендиректор Череповецкого ЛВЗ Юрий Злобин.

Похоже, местным производителям остается перенимать агрессивные методы работы дистрибьюторов известных брендов.

«Мы учились у представителей питерских брендов работать с розницей и оптом — всеми правдами и неправдами. Но выжить удалось в основном благодаря тому, что удалось организовать холдинг: объединить производство, опт и розницу», — признался руководитель одной из вологодских ликерок.

Важным конкурентным преимуществом вологодского алкоголя может стать добровольная сертификация, считает директор «Вологодского областного центра качества» Александр Баулин. Соответствующий знак на бутылке подскажет покупателю, что продукция прошла строгий контроль и безопасна для здоровья. Кроме того, продавать именно такой алкоголь рекомендовано оптовикам постановлением губернатора от августа прошлого года (правда, эта рекомендация игнорируется). Баулин также призвал создать ассоциацию, которая объединит оптовиков и производителей алкоголя.

На совещании было принято решение создать рабочую группу из чиновников, представителей заводов и торговых организаций, для выработки конкретных решений, которые позволят местной продукции отвоевать рынок.

Алексей Варламов
№41(22204)
06.03.2008

Источник: Газета «Речь»