2 марта 2008 года. 16:34

Продовольственная эволюция

Череповецкие продуктовые супермаркеты, пережив период бурного роста, вскоре могут оказаться в кризисном положении
«Большая покупка» — так называется ежемесячный раздел, который сегодня открывается в газете «Речь». «Большая покупка» — это рассказ о том, как устроены различные виды бизнеса, с которыми в той или иной степени обязательно сталкиваются самые разные категории череповчан. «Большая покупка» призвана помочь горожанам ориентироваться в сложных и быстро развивающихся рынках. «Большая покупка» — это мнения профессиональных предпринимателей и муниципальных властей о том, что сегодня и в будущем бизнес может предложить череповчанам. Раздел открывается, пожалуй, одной из самых актуальных тем — положение на рынке розничной продовольственной торговли. В будущем «Речь» планирует обратиться к темам жилищного строительства, страхования, автомобильных продаж и так далее.

В Череповце прогнозируется очередная волна потребительского бума. Только в Зашекснинском районе на ближайшие годы запланировано открытие восьми (!) торговых центров. Практически в каждом из них будет большой продовольственный супермаркет — то, что всегда пользуется спросом у покупателя. Ключевые продовольственные торговые точки города вышли из традиционного прилавочного формата несколько лет назад, когда появились удобные залы самообслуживания. Сегодня сети продуктовых супермаркетов находятся в стадии активного развития: продолжается открытие новых точек, наступила фаза серьезной конкуренции, идет передел клиентов. Однако специалисты с опаской смотрят в будущее и предсказывают возможные финансовые проблемы, связанные со скорым перенасыщением рынка.

Первые продуктовые магазины самообслуживания, которые начали появляться в Череповце в конце 1990­х годов и из которых впоследствии и выросли супермаркеты, вызывали у большинства горожан одно чувство — страх. Так, ходил устойчивый слух, что цены в магазинах «без прилавка» на порядок выше, а покупатель себя чувствует как преступник под слишком уж бдительными взорами охраны, стоящей буквально в каждом углу. Все это не способствовало притоку клиентов (тем более, что иногда перечисленные подозрения оказывались обоснованными): некоторые эксперименты по внедрению новой формы торговли закончились неудачно. Тем не менее культура самообслуживания по­степенно становилась привычной для череповчан.

— Когда я запускал первый супермаркет, у меня, конечно, были определенные опасения, — признается владелец сети магазинов «Элби» Эдуард БИБЕР, который первым в Череповце открыл крупные продовольственные супермаркеты. — Но бывая в крупных городах и за границей, я видел, что этот формат удобен и что череповчане достойны пользоваться подобными услугами. В то время люди просто не понимали, что такое супермаркет. Как­то я ехал в такси до своего первого «Элби», и таксист, услышав адрес, стал рассказывать, что он, например, никогда в «Элби» не ходит, так как там все очень дорого. На что я спросил, был ли он там хоть раз. Он ответил: нет. Таких людей тогда было много; постепенно это восприятие ушло, во многом за счет того, что мы всегда держали низкие цены и работали только на самом лучшем оборудовании.

Магазины самообслуживания сегодня — это практически треть всей розничной продовольственной торговли в Череповце. Количество продуктовых супермаркетов (супермаркетом считается торговая точка, где торговая площадь превышает 400 м2) приближается к четырем десяткам, и это далеко не предел: как уже было сказано, планы в этой сфере весьма амбициозны.

Сумма инвестиций в открытие одного серьезного супермаркета, по примерным подсчетам, начинается от 8 млн рублей. Это приобретение оборудования, оформление торгового зала и так далее. В качестве зданий для новых продовольственных торговых точек сегодня активно используются объекты, которые выставляются на торги по продаже муниципальной собственности. Так, сеть «Пятерочка» только в 2007 году выкупила у города три здания общей стоимостью около 60 млн рублей. Таким же путем сейчас идет развитие сети супермаркетов «Вега». Кстати, формат самообслуживания обходится предпринимателям намного дешевле прилавочного: не требуется склад (его роль выполняет торговый зал), да и времени на обслуживание одного клиента уходит на порядок меньше за счет автоматизации процессов.

В условиях довольно жесткой конкуренции владельцы продовольственных супермаркетов вынуждены активно бороться за клиентов. Речь идет в том числе о традиционных методах привлечения покупателей, начиная с расположения магазина в удобном месте и заканчивая оформлением торгового зала. Модное слово «мерчендайзинг» (наука о расстановке товаров) сегодня знают абсолютно все руководители супермаркетов. Самый простой пример: движение по торговому залу специально организуется против часовой стрелки, чтобы покупатель левой рукой держал тележку, а правой брал товар.

— На продажах непосредственно сказывается, например, внешний вид магазина, — объясняет руководитель сети супермаркетов «Пятерочка» Олег ПЛАТОНОВ. — В нашем супермаркете на ул. Первомайской, 22, мы в свое время ошиблись и положили на пол темную плитку. Смотрелось очень плохо, планируем переделывать. Больше мы стараемся так не экспериментировать. Эмоциональное удержание покупателей очень важно, магазин должен быть эстетически привлекателен. Сегодня мы стараемся работать именно над этим вопросом, делаем ремонты, чтобы наши магазины отличались не только традиционно низкими ценами, но и красотой.

Немало внимания уделяется непосредственно обслуживанию посетителей. В большинстве крупных сетей проходят регулярные тренинги и обучение персонала работе с людьми. Однако существует общая для всех проблема: нехватка кадров.

— Один из самых распространенных вопросов от покупателей — почему в магазине работают не все кассы? — сетует генеральный директор сети магазинов «Вега» Вера ГОГОЛИЦЫНА. — Мы публично приносим извинения за эту ситуацию, но она общая для всех супермаркетов. Сегодня в городе очень большой дефицит кассиров. Мы работаем и с кадровыми центрами, и через объявления в газете, но людей как не было, так и нет. Мы готовы вкладываться в обучение, в повышение квалификации, так как очереди перед кассами — это, безусловно, плохо. Но пока ситуация на рынке труда не меняется.

С этим мнением согласен и Олег Платонов: «Проблема на самом деле существует. Но это касается не только кассиров. Есть нехватка управленцев, директоров магазинов. С советских времен остались хорошие кадры, люди, которые многое понимают и умеют. Однако они совершенно не могут работать с компьютерами, а современный супермаркет весь построен на информационных технологиях».

Одна из главных проблем, с которыми сегодня сталкиваются владельцы супермаркетов, — воровство. Удобство залов самообслуживания имеет и обратную сторону: продукты стали доступнее для злоумышленников. Практически во всех торговых точках Череповца, работающих по принципу самообслуживания, сегодня фиксируется увеличение количества «забывчивых» покупателей. Точные экономические потери от воровства никто из руководителей не называет, однако все в один голос уверяют, что никакой «воровской наценки» (когда «поправка на воров» закладывается в стоимость товаров) в крупных супермаркетах не существует. Официальная статистика по «мелким хищникам», как их называют в милиции, не имеет ничего общего с реальностью: во многих случаях «забывчивый» клиент расплачивается за украденный товар и до вызова наряда дело не доходит.

— Судя по нашему опыту, можно сделать вывод, что в Череповце работает некая группа продовольственных воров, — предполагает Вера Гоголицына. — Складывается ощущение, что они выбирают конкретные дни и часы для «нападения». Так, у нас одно время целый месяц в магазине в Северном районе воровали кофе «Черная карта». Оно достаточно дорогое, и его, видимо, потом можно продать. Спустя месяц это прекратилось, а затем практически то же самое началось уже в другом нашем магазине. Такие кражи вряд ли можно назвать случайными.

В качестве противодействия магазинным ворам используются стандартные методы: камеры наблюдения, охрана, системы типа «АнтиВор» на выходе. Большинство крупных супермаркетов уже избавились от заведомо незаконных «досок позора», на которые (видимо, устрашения ради) вывешивались фотографии предполагаемых или задержанных похитителей продуктов. С такими «досками», кстати, уже был связан ряд скандалов и даже судебных процессов, однако в некоторых торговых точках они все равно продолжают висеть. Впрочем, благодаря этому покупатель сразу понимает, в магазин какого уровня он попал.

По данным управления городской экономики и торговли, в Череповце сегодня насчитывается уже более трех сотен магазинов продовольственной торговли, из которых 37 — это супермаркеты. Официальный норматив для продовольственных магазинов в 100 м2 торговой площади на 1 тыс. населения в отдельных районах превышен в несколько раз. «В некоторых районах норматив превышен в два раза и более. Отстает пока только Зашекснинский район», — пояснила «Речи» начальник управления Елена Авдеева. Продолжающееся открытие новых супермаркетов многие участники рынка считают абсурдом. Инвестиции в запуск крупных торговых точек окупаются в среднем за 7 — 10 лет, то есть речь идет о весьма «длинных» деньгах.

— Эта отрасль не такая уж прибыльная, как может показаться, — считает Вера Гоголицына. — Очень велики инвестиции в запуск магазинов. Мне кажется, примерно через пять лет мы столкнемся с тем, что ряд супермаркетов просто прекратят свое существование.

— Сейчас у меня три супермаркета, и спустя какое­то время, возможно, я открою еще один, после чего остановлюсь, — признается Эдуард Бибер. — Этот рынок близок к насыщению: человек физически не сможет съесть больше, чем он привык есть. Если будет расти уровень доходов, то люди будут направлять свободные деньги не на еду, а на что­то более ценное для них, то есть в непродовольственную сферу. Количество же построенных и строящихся сегодня торговых центров, в которых планируются в том числе и продуктовые супермаркеты, просто превышает существующие потребности.

— Конкуренция на этом рынке уже достигла того уровня, который позволяет сдерживать цены, — рассуждает Олег Платонов. — В Череповце у нас сегодня восемь супермаркетов и еще один в Тоншалове. Мы работает в городе всего два года, и пока считаемся молодой сетью, которая еще будет развиваться. Естественно, при открытии новых торговых точек мы будем руководствоваться степенью насыщенности рынка в том или ином районе, а также удобством расположения.

В ближайшие годы владельцы и руководители продуктовых супермаркетов планируют завершить создание сетей (это связано в том числе с завершением приватизации муниципального имущества), после чего основное внимание будет сосредоточено уже не на количе­ственной составляющей, а на качественной.

Ведущий раздела «Большая покупка» Андрей Ненастьев №38(22201)
01.03.2008

Источник: Газета «Речь»