Культурная революция
С 1 марта в России начинается приватизация памятников культуры
Формально у предпринимателей появляется возможность приобретать в собственность памятники культуры федерального значения. Для государства важно найти щедрого инвестора, который спасет разрушающийся памятник. Но купить можно будет не все. Например, нельзя купить церкви, монастыри. Они могут быть переданы в собственность только представителям религиозных общин. С одной стороны, кажется, кощунство. С другой — памятники разрушатся, если их не реставрировать. А реставрация — удовольствие дорогое. Не каждый инвестор согласится ждать 15 — 20 лет, пока вложенные средства окупятся. Западу идея удалась. Барон или лорд вполне могут проживать в собственном замке, но пускать экскурсии. Удастся ли затея России? Свое мнение по этому поводу высказывают…
Татьяна ПОСОХОВА, главный специалист Череповецкого музейного объединения:
— Да, идея не нова. Вот только в России, на мой взгляд, нет такого мощного меценатского движения, которое позволило бы сохранить историю, не опасаясь разрушения памятников. Разовые акции есть. Редкое исключение — не разовое, а планомерное сотрудничество «Северстали» с Русским музеем, Эрмитажем. Поэтому многие небезосновательно беспокоятся: продадут памятник, а что с ним будет через 15 — 20 лет? Наш город меняется. Череповец старой истории, до революции — небольшой городок, который располагался на пятачке вокруг Воскресенского собора. В нашем городе каждое историческое здание на счету. Не сбережем — будет то же, что произошло с садами, парками. В дореволюционном Череповце было восемь зон отдыха. Кроме того, у каждого заведения был свой сад, был городской сад, несколько бульваров. В Череповец из столицы приезжали свежим воздухом подышать, молочка попить. Иван Андреевич Милютин изменил Череповец, превратил его в современный, европейский, с мостовыми, газовыми фонарями, с учебными заведениями и промышленностью. Но Милютин очень тонко проводил подобные преобразования, находил компромиссные решения, заботился о сохранении истории города, его неповторимости. Не думаю, что нужно бояться отдавать памятники культуры в частные руки. Да у нас весь Советский проспект отдан в частные руки, тем не менее его исторический облик сохранен. Исключение — Камерный театр, музей, Филармоническое собрание, бревенчатое здание на Советском пр., 1 (бывший дом купца Виноградова), который передан в пользование церковной общине, рядом воскресная школа. Продавать памятники частнику? Смотря какой частник. Валерий Сикорский выкупил здание на Советском проспекте — то, что с часовней Филиппа Ирапского. Выкупал при условии, что построит часовню и передаст Воскресенскому подворью, что Сикорский и сделал. Сейчас закон позволяет продавать памятники культуры. Хорошо. Но есть ли в этом резон? Зачем, к примеру, продавать Дом Верещагиных — памятник федерального значения? Кстати, у нас их всего два, еще Усадьба Гальских, в которую уже много вложено средств городского, областного и федерального бюджетов. На мой взгляд, памятники культуры нужно реставрировать и не продавать, а сдавать в долгосрочную аренду, там, где ситуация действительно сложная и без частных вложений не обойтись. Западный опыт есть.
Вячеслав СЕДЕЛЬНИКОВ, генеральный директор ЗАО «Аминвест»:
— Ничего не нужно продавать. Мы и без того пускаем с молотка муниципальную собственность. И почти вытеснили из зданий и сооружений малый и средний бизнес. По сути, подрубили его корни. Зачем? А теперь вдруг появляется федеральный закон: не продавать муниципальную собственность, предназначавшуюся для развития малого и среднего бизнеса. Я немного отклонился от темы — говорю о наболевшем. Но я не испытываю гордости за Череповец, когда слышу, что мы продали часть имущества на 1 млрд руб., пополнили городскую казну. Это деньги, которые мы благополучно проедим. Нужно не продавать, а сохранять и приумножать, в том числе и нашу историю. В нашем городе не так много памятников культуры федерального значения, чтобы отдавать их в частные руки. Дом Верещагиных да Усадьба Гальских. Есть в городе владельцы дач, которые подороже памятников культуры будут. Государству деньги девать некуда, а мы бросились памятники продавать… Боже упаси, потом этих памятников просто не будет, появятся новоделы. Вырубим все, как вишневый сад. И не дай бог, эта практика укоренится в Череповце. В городе и без того остался лишь Советский проспект, по которому ходить приятно.
Виктор ВЫДРИН, генеральный директор ООО «Стройметиз»:
— Как можно продать Большой театр, Эрмитаж, Камерный театр в Череповце? Как можно продать мост в Белозерске? Поставить шлагбаумы с обеих сторон и сделать въезд платным… Подобную ситуацию и представить себе сложно. Ну не будет частный владелец памятника заботиться о том, чтобы историческое здание могли посещать рядовые граждане. Да, возможно, он сохранит в соответствии с требованиями исторический облик здания, выдержит принципы реставрации, архитектуры. Ностальгия есть. Не думаю даже, что памятник будет превращен в новодел. Беспокоит другое. Менталитет российский не тот. Частный владелец, став обладателем царских палат, будет в них пребывать сам лично и закроет свои владения для посещения других, поскольку он единоличный обладатель памятника. Я понимаю, реставрация — удовольствие дорогое, допускаю, что есть такие опасения: российские памятники рушатся от времени, и их нужно спасать. Но я против продажи памятников. Должен быть найден иной выход. В Питере есть здания, которым по четыреста лет. Это наше национальное достояние, зачем их продавать? Мне вообще претит распродажа имущества с аукционов. Взять хотя бы Череповец. У нас не столь много исторических зданий. Продавать их, чтобы пополнить казну, не имеет смысла. Большого ума не надо найти покупателя с толстым кошельком. А что потом?
Татьяна Ковачева
№38(22201)
01.03.2008
Глава Вологды объяснил отсутствие воды в домах, которых не было в списке отключений
По его словам, ограничение водоснабжения по этим адресам вызвано другой причиной →
Это прорыв. Сегодня вечером более шестисот домов в Вологде отключат от теплоснабжения
Причиной стала очередная авария на коммунальных сетях →
