2 марта 2008 года. 16:34

Мастер «Кулачного боя…»

Художнику Кустодиеву — 130 лет. Подлинник его картины с автографом хранится в череповецком музее
Самой эффектной сценой лубочно­патриотического фильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» западный зритель признал эпизод кулачного боя на Москва­реке. Бессмысленной и беспощадной бойней, которая зовется масленичной забавой, режиссер открыл характер русского человека, которого ни умом не понять, ни аршином не измерить. Ровно за сто лет до выхода «…цирюльника» безвестный студент­второкурсник Академии художеств Борис Кустодиев маслом изобразил кулачный бой на Москва­реке. Сегодня это полотно, репродукции которого есть во всех альбомах кустодиевского творчества, — одна из главных ценностей череповецкого Художественного музея. 7 марта искусствоведы и простые люди, поклонники чистого позитива в живописи, влюбленные в яркие цвета и русскую удаль, отметят 130­летие со дня рождения художника.

С «Кулачного боя…» преподаватели изобразительного искусства обычно начинают лекции о жизни и творчестве Бориса Кустодиева. Для бедного парня из Астрахани сам факт поступления в столичную Академию художеств был невероятным делом. А когда случай и очевидный уже в отрочестве художественный талант привели его в класс­мастерскую к Илье Репину, подросток отставил все прочие заботы в сторону и с головой ушел в творчество. Между тем из десятков и даже сотен написанных в первые два­три года студенчества работ в истории остался один «Кулачный бой…». В этой картине еще немало подражательного — особо сказалось влияние Репина и русского лубка, однако именно здесь впервые наметились индивидуальные кустодиевские нотки.

Сочный красный цвет, который станет позже любимым цветом художника, здесь практически отсутствует. Кулачный бой схвачен в тот момент, когда битва еще не началась и ее участники пока не окропили снежок кровушкой. Выстроились стенка на стенку, выставили по одному представителю для задирания соперников — своего рода «физультпривет» дерущихся команд. Судя по всему, подначивания имели эффект, и совсем скоро «грянет буря». Во всем здесь видишь руку взрослого мастера, кроме автографа. Из несмелых букв, еще напоминавших об уроках чистописания и школьных прописях, «глядит» 19­летний юноша. С годами Борис Кустодиев выработает строгую, нарочито небрежную роспись.

Картина «Кулачный бой на Москва­реке» попала в череповецкий музей в 1930 году во время глобальной раздачи национализированных большевиками закромов Академии художеств в коллекции провинциальных музеев. Череповцу досталась одна работа Кустодиева, Вологде — две. Сам мастер на тот момент уже три года как умер. Будь руководство академии художеств порасторопнее и обладай пророческим даром, картину можно было удачно реализовать. До революции полотна Кустодиева были в ходу — любую его работу, пускай и студенческую, конечно, оторвали бы с руками. К счастью, алчных рук в академии не оказалось — череповецкие музейщики получили «Кулачный бой на Москва­реке» бесплатно.

Без сомнения, картина дошла до нас во многом потому, что была курсовой работой студента Кустодиева и хранилась академией не столько из­за художественных достоинств, сколько согласно пункту устава вуза. Как нынешние учебные заведения, занятые выращиванием художников, хранят ученические труды своих воспитанников, каждый из которых может стать знаменитостью, мы поинтересовались у заведующего кафедрой ИЗО ЧГУ Дмитрия Медведева. «Согласно вузовскому положению курсовые и дипломные работы должны храниться пять лет, — говорит Дмитрий Владимирович. — По истечении этого срока та или иная работа может быть возвращена автору. Но совсем недавно из министер­ства пришло требование: не отдавать ни в коем случае. Однако тут проблема. У нас ведь разные дипломные работы сдаются — и картины, и костюмы, и роспись, и глина. Мы не имеем помещений хранить все это. Скажу одно: мы ничего и никогда не выбрасываем на помойку. Все ж таки человек душу вкладывал. Недавно раздали часть нашей коллекции по кафедрам вуза — теперь картины выпускников украшают коридоры и аудитории».

Сергей Виноградов
№38(22201)
01.03.2008

Источник: Газета «Речь»