2 марта 2008 года. 16:34

Журавль в небе

Эксперты уверяют: обвал фондового рынка — хороший момент для того, чтобы стать частным инвестором, купив себе «немного ПИФа». Но так ли перспективны эти вложения?
«Покупай на минимумах, продавай на максимумах» — гласит классическая поговорка игроков на фондовом рынке. Правда, здесь есть небольшое «но»: никто с достаточной долей вероятности не может сказать, когда же наступит тот момент, в который точно нужно продавать или покупать. «Завтра доллар либо вырастет, либо упадет» — статьи об этом регулярно выходят в экономических обзорах. Аналитики, дающие прогноз, лишь приблизительно представляют себе дальнейший ход событий.

«Данные этого аналитического обзора не должны рассматриваться получателем как руководство к дей­ствию. Все инвестиционные решения игрок должен принимать самостоятельно» — примерно такой аннотацией сопровождают рассылку своих рекомендаций инвесткомпании. Безусловно, каждый инвестор сам отвечает за последствия своих действий. Однако есть такие игроки, которые, как это ни странно на первый взгляд, практиче­ски никакой ответственности не несут и в точности выполняют то, что им рекомендуют аналитики. Речь идет об управляющих компаниях, которые инвестируют средства ПИФов. Свои проценты за управление средствами они получат всегда, вне зависимости от того, заработал ПИФ 100 % годовых или оказался «в минусе». Варьироваться может лишь размер «бонуса». А проигравшими в конечном итоге оказываются лишь клиенты.

Конечно, представители управляющих компаний резонно замечают, что из того фонда, который демонстрирует меньшую доходность, чем остальные, начнут уходить клиенты, потерявшие деньги или недополучившие ожидаемую прибыль. Но это очевидно лишь в условиях растущего рынка. Если же рынок падает, как сейчас, в минусе оказывается большинство управляющих компаний. И у их клиентов есть лишь два выхода: переждать обвал, продолжая платить за управление своими сред­ствами, либо забрать деньги из ПИФа и отнести их, например, в банк. Примечательно, что именно в моменты обвала управляющие компании наиболее активно начинают «зазывать» новых клиентов, обещая, что рынок непременно вырастет и держатель пая получит хорошую прибыль, которая многократно превзойдет доходность депозитов.

Основной «инвестиционной идеей» 2007 года многие называли акции «Рос­нефти». Посмотрим на их доходность. В конце 2006­го они стоили около 240 рублей за акцию (ММВБ). Затем в течение года бумаги трижды опускались к цене, по которой были реализованы в ходе «народного IPO» в 2006 году (около 200 рублей). А в январе 2008­го цена и вовсе упала до исторического минимума — 175 рублей. При этом котировки этой акции лишь однажды в 2007 году приблизились к тому уровню, на котором они находились в конце 2006­го. В результате доходность акций «Роснефти» за период с декабря 2006­го по третью декаду января 2008 года составила ­ 27 %. Акции «ЛУКОЙЛа», которым прочили новые исторические максимумы и скорое преодоление отметки в 3 тыс. рублей за акцию, потеряли за этот период также чуть более 25 %. Список несбывшихся прогнозов аналитиков можно продолжать довольно долго.

Российский рынок коллективных инвестиций по сравнению с западным находится еще на начальном этапе развития, который характеризуется стремлением накопить первоначальный капитал. Поэтому немало еще компаний, которые в наименьшей степени можно назвать «клиентоориентированными». Они берут достаточно высокие проценты за услуги, но при этом не обеспечивают должного уровня дохода своим пайщикам; всеми силами стремятся занять значительную долю рынка, привлекая обещаниями удвоения капитала за год. Конечно, со временем ситуация изменится. Как и в других отраслях, выживут лишь профессиональные организации, которые ставят во главу угла не сиюминутное получение высокой прибыли при крайне высоком уровне риска, а обеспечение своим клиентам адекватного рыночным показателям уровня доходности при невысоких рисках и издержках.

Сергей Бегляк
№38(22201)
01.03.2008

Источник: Газета «Речь»